Заглянули в прошлое. «Где эта улица, где этот дом?» — этот вопрос был не менее актуален для мозырян и сто лет назад

663

Сахаро-трест, малярийная станция, еврейская трудовая школа и многие другие необычные для сегодняшнего времени учреждения – это Мозырь в 1925 году.

Ориентируемся в улицах

Наш регион тогда именовался Мозырский округ, включал 10 районов: помимо сегодняшних, еще и Копаткевичский, Озаричский, Туровский. Административный центр – город Мозырь. Из книги «Маршруты по Белоруссии. Библиографическое описание. Весь СССР: справочник-путеводитель» (сост. Б. Б. Веселовский и другие; под ред. Д. В. Полуяна. 1930 г.) узнаем, что в 1930 году в Мозыре проживало 9623 жителя.

Основная административно-хозяйственная жизнь проходила в пределах площади Свободы – сегодняшней площади Ленина и прилегающих улиц, носивших тогда иные названия. Участок ул. Советской от пл. Примостовой до пл. Свободы – ул. Розы Люксембург, от пл. Свободы до пл. Горького – ул. Карла Либкнехта. Отметим, что такое на­именование было вполне логично и красиво, если вспомнить, что Карл и Роза погибли в один день в 1919 г. Была еще улица Александровская – сегодня безымянный отрезок, идущий перпендикулярно ул. Комсомольской за сквером памяти «Жертвам Чернобыля». Параллельно улице Розы Люксембург вдоль Припяти шла Слуцкая набережная. Улицы Ленинская (бывшая ул. Покровская) и Комсомольская (бывшая ул. Замковая) уже тогда носили свое современное название.

Мозырь официальный

Окружной исполком располагался на улице Карла Либкнехта, 22, председатель – Микулич. В этом же доме располагались райисполкомы, Мозырский возглавлял некто Родькин.

Окружкомы коммунистической партии и комсомола – КП(б)Б и ЛКСМБ – находились на Ленинской, секретари – Сосновский и Голодко соответственно. Здесь же разместились и райкомы партии, среди отделов можно заметить Польское бюро (секретарь Гурницкий) и Еврейское бюро (секретарь Левит). Кстати, Еврейское бюро было и у комсомольцев (секретарь Атлас). Мозырских коммунистов возглавлял Хадасевич. Забегая вперед, отметим, что пробовали отыскать данные о мозырских руководителях той поры, но безуспешно. Создалось впечатление, что они все были приезжие, нет никого с типичными мозырскими фамилиями Бобр, Шумак, Шоба, Астрейко, Евжик, Артюшенко, Тарун… И новые фамилии в Мозыре не закрепились. Впрочем, мозырский многонациональный колорит все равно чувствовался: различные учреждения и отделы возглавляли Зборовский, Ластовский, Домбровский, Елиневский, а также Шапиро, Эренбург, Лифшиц, Рабинович, Бененсон, что полностью соответствовало национальному составу мозырян 20-х годов прошлого века.

Улица Карла Либкнехта

Не осталось старых домов, что находились на улице Либкнехта 20-х годов, а они были по обе стороны, но в доме № 22, кроме окрисполкома, соседствовали также милиция и уголовный розыск округа, плюс отделение Белорусского Сельскохозяйственного банка – в общем, то ли здание было большое, то ли учреждения маленькие.

Через три здания в доме № 30 – окружной суд и прокуратура. Через дорогу земуправление, агентство Госстраха, агентство Сахаро-Треста Белорусской конторы. Серьезная организация ОкрГПУ – преемник ВЧК – занимала весь дом № 18. В общем, на ул. Либкнехта собрались все силовые ведомства: можно предположить, что в 1937 году «воронки» привозили людей именно в этот район. Где-то рядом как раз находился арестный дом. В таком соседстве работали 2-я Совшкола и некий диспансер.

Это было, было…

Не уверены, что сегодняшняя нумерация домов совпадает с той, что была в 1925 году, но отдельные моменты представить все-таки можно.

Кипела жизнь на улице Александровской: отдел народного образования, окружной политпросвет, контора нарсвязи, агентство кожсиндиката, радиостанция, почтово-телеграфная контора. Предположили, что какие-то учреждения могли находиться в здании детской музыкальной школы № 1 (пл. Ленина, 12), но оно было построено в 1951 году.

Насыщенной учреждениями была тихая сегодня ул. Комсомольская: на нечетной стороне – отдел здравоохранения, финотдел (оба в доме № 1), на четной – собес, агентство Госбанка, дом ребенка. На этой же улице – центральная библиотека, малярийная станция. Рядом на Горе Коммунаров – Кредитное сельскохозяйственное товарищество и Окружной сельскохозяйственный союз.

Вдоль по Ленинской

Улица Ленинская сегодня насыщена различными офисами, во многом наследуя себе 100-летней давности.

Военкомат – кстати, во времена Полесской области он находился в «доме Данилевского», исправдом по адресу Ленинская, 5 – в комплекте к нему кавэскадрон, конвойный отряд и Допр (дом принудительных работ), отделение Белгосиздата, непонятный Бельсенбанк, городской театр в доме № 51, Белтрестпечать, кинематография, Сахаро-трест, общество взаимного кредита.

Здесь же мозырянам могли прийти на помощь, оказав различные услуги, коллектив фотографов, сапож­ная артель «Труд», союз кустарей, библиотека совторга, совбольница, а в ней – рентгеновский кабинет. Также на Ленинской действовали 1-я Трудовая школа (дом № 46), Клуб Томского (Михаил Томский – советский партийный и профсоюзный деятель), 3-я Совшкола (№ 14) и детгородок. НЭП еще не свернулся, поэтому логично смотрелось правление общества потребителей «Смычка».

Площадь Свободы

Здесь находился Окрпрофсовет. Мозырь был небольшой, промышленность только деревоперерабатывающая, но в окружной совет входили профсоюзы совработников, строителей, деревообработчиков, коммунальщиков, работников просвещения, искусства и земельно-лесной службы, транспортников, швейников, связистов, кожевников, медиков, пищевиков и водников.

В доме № 16 можно было получить юридическую консультацию. По адресу площадь Свободы находились Госторг, парикмахерская, Церабкоп (центральный рабочий кооператив), два склада и столовая Церабкопа, Еврейская трудовая школа (дом № 7), аптекоуправление, магазины Центроспирта, «Школа и книга» и «Смычка», страхкасса, Красный Крест, отдел коммунального хозяйства, управление коммунальными предприятиями г. Мозыря, инспекция труда. Можно предположить, что книжный магазин остался на своем месте.

Мозырь – город контрастов

Сейчас это кажется забавным, но часть Мозыря вдоль реки от площади Ленина в сторону моста была подобием пролетарского района.

Здесь на Слуцкой набережной разместились контора связи 2-го технического участка, нефтесклад, 12-й дорожный участок, пристань, Белорусское погрузочно-разгрузочное товарищество (Белпогруз), Окрздрав и Горсвет, Дом Селянина, телефонная станция водпункта, отделения госторга.

Улица Розы Люксембург была более аристократичной. Путеводители отмечали здесь «ряд частных гостиниц и бойко торгующих лавок, …интересные проявления полесского белорусского быта». На наш взгляд, по части «бойко торгующих лавок» картина не сильно изменилась. Тут же находилась контора солидного Лесбела, что-то вроде тогдашнего министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности Белоруссии.

Обаяние провинции

…Когда читаешь названия иных контор и учреждений, мысленно прогуливаясь по улочкам Мозыря 1925 года, не покидает чувство, что сейчас из-за очередного поворота выйдет гражданин в фуражке с белым верхом, «какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье»…

И зайдет в какой-нибудь «-ком», представившись сыном лейтенанта Шмидта. А если вспомнить подписание «Сухаревской конвенции» детьми лейтенанта-революционера, когда «при слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом», то можно предположить, что наш Мозырь ничуть Бобруйску не уступал.

Глазами туриста

Кстати, как видели Мозырь приезжие в справочнике-путеводителе за 1930 год (орфография сохранена)?

«Мозырь – в центре несколько гостиниц, Дом селянина, столовая. Населен белорусами, евреями, украинцами, русскими. Является крупным торговым центром всего белорусского советского Полесья; развивает промышленность – 2000 рабочих… Направо от пристани, близ моста через Припять, типичная деревянная Параскевенская церковь (XVII в.) со старинными иконами. На краю базара (пл. Свободы) – фабрика клозетных стульев, успешно конкурирующая на заграничном рынке. На площади – памятник Ленину. По ул. Комсомольской на гору Коммунаров, б. Замковую, городище, подвал б. старинной крепости – ныне кладовая, панорама города. Дом № 2 – Областной музей и Окр. о-во краеведения: особого внимания заслуживают предметы старины и картотека географического словаря края. Недалеко – Исследовательская малярийная станция. На ул. Комсомольской – костел (XVIII в.) с испанскими картинами и б. Бернардинский м-рь со склепами. Отсюда по ул. Ленинской в городской сад, братские могилы красных. Напротив – Жучка-гора с кладбищем; великолепные виды на окрестности. Километра полтора от города – Шайтан-гора в прекрасной местности; образование оврагов.

Берегом вверх 4 км – большая фанерная фабрика «Чирвоный Кастрычник»; за ней – деревообрабатывающий завод; типичное для района производство, быт рабочих, удаленных от города. По Киевской набережной км 2 – Кимбаровка на живописных холмах; б. м-ры (XVII в.), старинные фрески, красивейшие виды…»

…Не будем ничего подсказывать нашим читателям: каждый может сам мысленно восстановить картину Мозыря 1925 года и сравнить (ориентиры для этого есть) с сегодняшней.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: