«Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Таков девиз Дня потребителя в нынешнем году

74

Этот день традиционно отмечается 15 марта не только в Беларуси, но и в странах, являющихся членами Евразийского экономического союза.

Как показывают исследования, проводимые компетентной комиссией, ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос, подрывающей экономическое развитие на взаимодействие сторон, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман. Заявленная в этом году тема призвана обратить внимание сообщества на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена в Программу совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.

Куда обращаться

Согласно ст. 43 Закона Республики Беларусь от 9.01.2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей», обязанность по рассмотрению обращений потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц возложена на местные исполнительные и распорядительные органы.

В рамках государственной защиты прав потребителей отделом торговли и услуг Мозырского районного исполнительного комитета за 2022 год рассмотрено 62 обращения граждан, поступивших в отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц, из которых 43 касались вопросов защиты прав потребителей. За аналогичный период 2021 года поступило 57 обращений граждан, из которых 44 обращения касались вопросов защиты прав потребителей. Кроме того, было рассмотрено 5 случаев, поступивших в дни устного приема по личным вопросам начальником отдела торговли и услуг, и по более 600 вопросам, поступившим при устном обращении к уполномоченному по защите прав потребителей, были даны компетентные разъяснения.

На что жаловались мозыряне

Как показал анализ обращений граждан, за 2022 год в отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома наиболее часто граждане обращались с вопросами, связанными с приобретением непродовольственных товаров – мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и других, ненадлежащего качества и невозможностью их возврата (15 фактов).

Также ненадлежащего качества предоставляемых услуг по ремонту бытовой техники, станций технического обслуживания, парикмахерских, изготовления памятников (24). Рассмотрены два случая расторжения заключенных договоров о «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения, нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара; в 4-х жаловались на качество торгового обслуживания и 17 – прочих.

Нарушил – отвечай

За выявленные нарушения законодательства в сфере торговли и услуг вынесено 6 постановлений об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения и 18 предписаний об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей.

В случаях, когда уполномоченному по защите прав потребителя Мозырского райисполкома не удавалось урегулировать спорные гражданско-правовые отношения в досудебном порядке, гражданам давались рекомендации о защите своих прав в судебном порядке. Судя по всему, основная причина многих нарушений – незнание законодательства как со стороны представителей бизнеса, так и потребителей. А незнание законодательства, как правило, на руку недобросовестным продавцам.

В целях расширения правовой грамотности среди населения в сфере защиты прав потребителей отделом торговли и услуг ведется информационно-просветительская работа на соответствующую тематику, размещается актуальная для потребителей информация в средствах массовой информации, а также на сайте Мозырского райисполкома, организовываются встречи с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить от уполномоченного по защите прав потребителей Мозырского районного исполнительного комитета Елены Александровны Пархоменко как по телефону 30-01-49, так и по адресу: г. Мозырь, пл. Ленина, 16, каб. 115.

К сведению

15 марта с 9.00 до 12.00 будет работать «горячая» телефонная линия по вопросам потребительской тематики. В указанное время звоните по телефону 30-01-49. На ваши вопросы ответит Елена Александровна Пархоменко – уполномоченный по защите прав потребителей Мозырского районного исполнительного комитета.

Наталья КОНОПЛИЧ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: