Старший прапорщик пограничной службы в отставке Людмила Гритченко знает, как влюбить мозырян в сыры собственного производства

172

Согласитесь, довольно интересное сочетание занятий для женщины. Необычное и непривычное. Она варит сыры из козьего молока. Но это сейчас. А до того было очень много моментов, историй, событий, которые закалили эту женщину, сделав ее личностью, которая впечатляет.

О прошлом

Людмила Кирилловна родом из далекой солнечной Молдавии, из городка Глодяны, чуть западнее – и ты уже на границе с Румынией. Родители ее – выходцы из небогатых, но трудолюбивых семей.

«Мама и ее младший брат родились в преддверии и в самый разгар Великой Отечественной войны, – вспоминает собеседница. – Тогда в Молдавии в большинстве своем люди были безграмотные, царили голод и бедность, поэтому дедушка по маминой линии поставил себе цель: дать своим детям образование».

Собственно, так же было и с родственниками по отцовской линии, польскими молдаванами. В результате мать Людмилы Кирилловны окончила медучилище, работала фельдшером-акушером, а отец получил диплом педагога, впоследствии дослужился до директора школы.

Исходя из услышанного от нашей собеседницы, становится понятно, что в основе воспитания в ее семье было трудолюбие, стремление постигать науку, даже ремесленную, приобретать новые знания и умения.
Уже во взрослом возрасте Людмила Кирилловна трудилась на консервном объединении начальником отдела по отгрузке готовой продукции. Она вспоминает, что тогда их предприятие оказывало шефскую помощь существовавшему в том районе пограничному отряду. Однажды за консервами приехал молодой пограничник, познакомились, начали общаться.


«Месяц мы виделись урывками, у нас были исключительно деловые отношения, – рассказывает Людмила Кирилловна. – Тогда был популярен стереотип, дескать, все военные, особенно пограничники, гулёны. Поэтому я никогда не могла представить, что буду женой пограничника. Но в один прекрасный вечер телефонный звонок решил всю мою жизнь. Честно сказать, были огромные трудности, частые переезды, но я ни о чем не жалею. И если бы мне предложили прожить эту жизнь снова, я бы согласилась не ропща».

Затем был Афганистан. Муж нашей собеседницы Михаил Иванович выполнял интернациональный долг в погранотряде города Керки Республики Туркменистан.

В период 1980–1989 гг. пограничники спецподразделений Керкинского отряда выполняли интернациональный долг в Афганистане, контролируя участок Афганской территории трех афганских провинций, примыкавших к Керкинскому погранотряду, протяженностью до 300 км и глубиной более 100 км. Подразделения прикрытия, состоящие в разные годы из 3–5 мотоманевренных групп, 1 десантно-штурмовой маневренной группы, 5 отдельных застав и постов, были разбиты на две полевые оперативные группы, которые в самые жаркие годы Афганской войны, вели интенсивные боевые действия.

«При десантно-штурмовой маневренной группе и служил мой Михаил Иванович, – продолжает Людмила Кирилловна. – Он был старшиной погранзаставы в звании старшего прапорщика. После он всегда мне говорил: «Люда, мы должны спать спокойно и не вздрагивать при каждом стуке в дверь. Нужно жить честно». За это, да и не только за это, я его уважала, меня воспитали в таком же духе с такими же жизненными установками».

Затем случился Приднестровский конфликт, и в 1992 году муж Людмилы Кирилловны подал рапорт на перевод в Беларусь. «Мне было больно и грустно покидать Родину, руководство погранзаставы всячески отговаривало нас от переезда, в частности меня, ссылались на моих родственников, которые занимали высокие посты в администрации района. Но я была за мужем, и моя семья была мне дороже: куда муж – туда и я».

С распадом Союза в Беларуси были созданы два пограничных отряда – Полоцкий и Сморгонский. Супруги перевелись в Полоцкий. Переезжали масштабно: в фуре перевезли все свое имущество, домашнюю живность и даже «закатки». Жилье молодой семье выделили в деревушке Бигосово Верхнедвинского района Витебской области. Людмила Кирилловна говорит, что то жилье больно вспоминать: здание 1922 года постройки, в котором когда-то размещалась таможенная служба. «Вместо более-менее благоустроенной квартиры мы попали в «заброшку». Но меня это не испугало, наводить порядок мне было не впервой. Поэтому, засучив рукава, приступили к ремонту».

В силу того, что работу женщине в глухой деревне на окраине республики в самом начале 90-х найти было сложно, да что там, почти невозможно, Людмила Кирилловна подала рапорт на зачисление в Полоцкий погранотряд. По ее словам, Михаил Иванович не был в восторге от такой перспективы, но зачисление состоялось. Известие об этом наша собеседница получила аккурат в день своего рождения – своеобразный подарок для трудолюбивой и целеустремленной женщины.


«Естественно, начинала с рядового. Но мне казалось, что я ношу генеральские погоны, ведь в то время женщин-пограничников почти не было, не как сейчас. Через три месяца мне присвоили звание старшего прапорщика и дали разрешение на выдачу виз. Я была единственным пограничником, кто знал румынский, французский и немного итальянский языки. А вообще, я была первая женщина в комендатуре в звании старшего прапорщика, да еще и молдаванка», – смеется Людмила Кирилловна.

Через какое-то время супруг подал рапорт на перевод в Гомельский погранотряд, чтобы быть ближе к малой родине – родом он из Хойникского района. А с созданием Мозырской погранзаставы семья переехала в Мозырь.

Это на бумаге все получается ровно да гладко, без крутых виражей и хитросплетений, на самом деле стоит только представить все пережитые женщиной события, как кожа мурашками покрывается – и хватило же моральных сил… Однако трудности и испытания не закончились. У Михаила Ивановича обнаружилась онкология…

«Он был порядочным, честным, эрудированным человеком, мне было с ним интересно. Я его очень уважала и любила», – с грустью говорит женщина. При этом, несмотря на все пережитое, она не отгородилась от мира, от людей, от общения. «Я просто ушла в работу. Да, есть ошибки в моей жизни, есть несправедливость, но я не зацикливаюсь, а живу дальше. Возможно, благодаря службе в погранвойсках я стала той личностью, кем сейчас являюсь».

О настоящем

В 2009 году Людмила Кирилловна ушла в отставку в возрасте 49 лет, имея за плечами 22 года выслуги. Говорит, хватит, да и здоровье подводить начало.

Любой человек, вышедший на заслуженный отдых, ищет себе занятие по душе. В нашем случае занятие само нашло Людмилу Кирилловну. Совершенно неожиданно ей привезли двух коз.

«Мои друзья купили в соседнем районе дачу. Хозяйкой дома была бабушка, которая держала коз. Моим друзьям столько коз не нужно было, поэтому две они отдали мне». Казалось бы, зачем, что с ними делать, но наша собеседница решила так: с двух коз молока не особенно много, нужно больше. «С интернетом я дружу, поэтому начала изучать породы. Нубийские камори мне не понравились – это южные породы со своей спецификой, к тому же слабые по здоровью. Я остановилась на чешских и альпийских. Взяла двух козочек от заводчика из Витебской области. Через полтора года мы получили первое молоко».

Второй супруг Михаил Васильевич был в некотором шоке. «Он тогда сказал: «Люда, покажи мне, где у тебя кнопочка «включить–выключить»? Давай договоримся: пять коз, и не больше». Я ему это искренне пообещала», – со смехом вспоминает Людмила Кирилловна.

Но, как мы знаем, сказать проще, чем сделать, особенно учитывая характер этой неутомимой женщины. С течением времени хозяйство разрослось, теперь в нем насчитывается 10 козочек, два козла, бессчетное количество кроликов, свиньи. Кстати, супруги разводят еще декоративных собак: чихуахуа и йоркширских терьеров. И за всей этой живностью ухаживают ответственно и добросовестно, с душой и любовью.

«По натуре я прагматик: если есть молоко, значит надо осваивать производство молочной продукции», – деловито, со знанием нюансов рассказывает Людмила Кирилловна.

В этом случае что сразу на ум приходит? Сыроварение. Начинала наша собеседница с простых сыров. Но со временем «прошерстила» интернет в поисках онлайн-курсов по варке сыров. Говорит, пересмотрела многих мастеров, и из этого множества выбрала только один канал, автор которого все доходчиво объясняет, по существу. Параллельно подключилась к сообществу козоводов в вайбере, где они обмениваются опытом и мнениями по насущным вопросам. Одним словом, погрузилась в эту тему с головой.

Теперь в наличии у сыровара и кипрский халлуми, и лавандовый, и пекорино тосканелло, моцарелла, чечил, творожный, фермерский с пожитником, швейцарский, российский, брынза, рикотта, качотта, буррата, белпер кнолле – на любой вкус.

Естественно, мастерство достигалось путем проб, ошибок, но зато сейчас сыровар может с гордостью демонстрировать свою продукцию ручной работы на городских ярмарках, праздниках, появилась постоянная клиентура, которая ценит изысканный вкус. А еще Людмила Кирилловна по секрету рассказала, что ей поступило предложение работать под заказ для ресторанов нашего города.

Маленькими шажками к большому успеху – именно так хочется охарактеризовать жизнь и неустанный труд этой волевой женщины. Если бы не было взлетов и падений, разочарования, любви и предательства, снова любви и поддержки, возможно, не было бы и того результата, который демонстрирует она сейчас.

«А как жить, если нет никакой цели? Как трутень? Я так не умею. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, но особенно – когда вижу, что людям вкусно. Конечно, сыроварение – это физическая работа, за сыром нужно присматривать, пока он готовится. Но это всего лишь усталость, не более».

В планах у супругов – оборудовать отдельное помещение, купить доильный аппарат, в мечтах – открыть собственный магазинчик. И не стоит забывать, что мечты имеют свойство сбываться.

Ольга ЛАСУТА. Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: