Тысячи преступлений фашистов на территории Мозырского района зафиксированы документально

97

На территории г. Мозыря и Мозырского района в период Великой Отечественной войны дислоцировались 2 места принудительного содержания населения (далее – МПСН): Мозырское гетто, тюрьма «СД».


Мозырское гетто существовало на территории города Мозыря в период с осени 1941 года по февраль 1942 года. Место принудительного переселения еврейского населения города Мозыря и ближайших населенных пунктов располагалось по ул. Ромашов Ров (ныне – улица Саета в г. Мозыре). Число погибших составляет около 4000 человек. При их создании оккупационная власть провела регистрацию евреев Мозыря, в списки были включены все те, у кого в роду были евреи, вплоть до 3 поколения. Евреев заставляли выполнять бессмысленную работу, например, носить воду из реки Припять на гору, а затем, уже измученных, расстреливали и не разрешали остальным убирать тела до трех дней. Осенью 1941 года поступил приказ о принудительном выселении еврейского населения города в гетто. В течение одного дня евреи города и района были согнаны на улицу Ромашов Ров.

Активное участие в выдворении принимали жандармерия, местная полиция, в ряды которой входили уроженцы Мозыря и района, словацкие солдаты. Стариков избивали плетями в ходе выдворения, ничего из личных вещей брать из домов не разрешали. Евреев селили в тесноте, 15–20 человек в каждый дом. Гетто было огорожено. Оно охранялось, а выход был запрещен. Всего находилось от 1500 до 2200 узников. Их принуждали к тяжелым физическим работам, издевались и подвергали насилию. Так, в Мозырском гетто оккупантами было проведено 4 акции, направленные на уничтожение еврейского населения, а также цыган, которые были помещены в гетто. По указанию коменданта города гебитскомиссара Галле проводилось уничтожение еврейского населения, которое содержалось в Мозырском гетто. Первая акция была проведена 27–28 сентября 1941 года. Евреев убивали прямо на улицах города. Некоторые, видя происходящее, кончали жизнь самоубийством. В течение двух дней на еврейском кладбище было расстреляно около 1000 человек. Во время второй акции 6–7 января 1942 года за два дня в д. Бобры было убито более 1000 евреев. Женщин и детей сбрасывали в карьер живыми. В результате 4-х акций в феврале 1942 года Мозырское гетто было уничтожено, последних узников вывели в урочище Ромашов Ров, где расстреляли и сбросили в ров. Примерное количество жертв составило 1150 человек. Несовершеннолетние узники содержались вместе со взрослыми, подвергались таким же издевательствам.

Останки мирных жителей, уничтоженных в годы войны, были найдены и спустя десятилетия после ее окончания. Так, в Мозырскую межрайонную прокуратуру 21.08.2003 поступили материалы о том, что в период времени с 31.07.2003 по 18.08.2003 в районе ул. Рыжкова при производстве поисковых работ 1 СМПР в/ч 28443 обнаружены останки более 50 скелетированных человек. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 33-16 от 16.08.2003, указанные останки относятся к массовому захоронению расстрелянных в 1941–1943 годах.

Осуществлению политики геноцида нацистской Германии добровольно способствовали предатели Родины. Изучением архивного уголовного дела по обвинению Курмаза В. П., Силаева Т. М., Грабко В. П., Приходько Ф. Ю., осужденных в 1945 году, установлены многочисленные факты их преступной деятельности на территории Мозырского района.

К примеру, как следует из обвинительного заключения, Силаев Т. М., находясь на фронте, добровольно с оружием сдался в плен немцам, после чего прибыл на оккупированную немцами территорию – в м. Скрыгалово. В ноябре 1941 года он добровольно поступил на службу в полицию и служил до ноября 1943 года. Осенью 1941 года Силаев совместно с иными полицаями Скрыгаловской полиции принимал участие в аресте и расстреле 40 евреев в м. Скрыгалово, причем лично он расстрелял 3-х человек. На второй день после расстрела евреев Силаев совместно с Грабко В. П. арестовал в д. Лешня Мозырского района двух женщин еврейской национальности по фамилии Гольфман, которых расстреляли. Зимой 1942 года жандармерией была арестована жительница м. Скрыгалово Дарья Приходько и увезена в Мозырь, трое ее несовершеннолетних детей остались дома. Через несколько дней после ее ареста Силаев забрал троих детей и доставил их немцам, после чего они были расстреляны. В 1942–1943 годах Силаев в составе карательной экспедиции выезжал в дд. Казимировка, Казимировская Буда и Слобода и принимал участие в сожжении деревень и уничтожении мирных граждан.

Осужденный Силаев приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Описанное архивное уголовное дело  – это не случайный эпизод войны, а одно из тысячи фактов, свидетельствующих о зверских расправах над ни в чем неповинными женщинами и детьми, целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси.

Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны.

Юрий ТКАЧ, прокурор Мозырского района, старший советник юстиции.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: