Александр Лукашенко сегодня собрал совещание по вопросам совершенствования образовательной сферы

8

На совещание к Главе государства пригласили более полусотни человек.

Это не только высшие должностные лица страны и руководители республиканских органов госуправления, но и губернаторы, руководители учреждений высшего образования и подчиненных Министерству образования организаций, председатели профильных комиссий Палаты представителей и Совета Республики, руководители главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома, начальники районных отделов образования и работники учреждений образования из разных регионов страны.

«Мы сегодня вновь возвращаемся к вопросам образования. Хотелось бы, чтобы в таком расширенном составе это был крайний случай. Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада Министра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками», — отметил Александр Лукашенко.

«Слишком все хорошо было на бумаге, а в жизни оказалось куда прозаичнее: неготовые к приему детей школы, нерешенные вопросы с организацией подвоза детей, питания и другие не менее серьезные проблемы. Тогда было вопросов очень много. Надеюсь, что сегодня услышу не статистические данные, а конкретную информацию о принятых Правительством мерах по решению обозначенных вопросов и предложения по дальнейшей работе в этом направлении», — подчеркнул Президент.

«Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я как Глава государства уже неоднократно говорил: школа — это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Что мне вам объяснять. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина — человека. Там, где надо, должно быть подкрашено, заменены окна, двери, облагорожена территория. И обязательно все работы надо проводить с участием детей. Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее, — убежден Александр Лукашенко. — К сожалению, мы от этого доброго советского принципа отошли».

При этом Глава государства подчеркивает: все школы должны быть загружены, где надо — организован подвоз, прежде всего это касается Минска. «Я уже говорил, что мы начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов. А в центральных районах Минска, где, естественно, население долго живет, стареет, детей практически нет, школы пустуют или не заполнены. Так лучше подвести детей с микрорайонов в эти школы — намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей. Надо без излишеств, не до этого. Просто по-хозяйски следует подойти к решению этой проблемы», — потребовал Президент.

«Поговорим сегодня также о содержании образовательного процесса, а точнее — об учебниках, по которым учат наших детей. Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет», — заявил Глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся. «На них надо смотреть. Они не обладают такими знаниями, как мы. И опыта у них никакого. Поэтому ориентироваться надо на них и готовить учебники под них. И систему оценки знаний (экзамены и прочее) тоже делать под них», — подчеркнул Президент.

«Еще на педагогическом совете 24 августа 2021 года я говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые. Потому что новый коллектив всегда оригинальничает (вы ученые, понимаете это): «Хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть». Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, — это спокойное совершенствование того, что наработало человечество. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, на плечах гигантов. Не надо соскакивать с этих плеч — мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было», — сказал белорусский лидер.

Один из важных вопросов совещания касался подходов к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы. По этому поводу, как рассказал Президент, было проведено много социологических опросов среди всех участников процесса поступления (абитуриентов, родителей, педагогов) на предмет их видения того, как организовать обучение в средней и высшей школе.

«Скажу прямо, что я принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы (мы это прошли в этом году) с тем с условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках. Я на это очень рассчитываю, поэтому пригласили такой широкий круг преподавателей и учителей», — заметил Александр Лукашенко.

«Хочу услышать принципиальную оценку новой системы поступления. Позволила ли она увидеть каждого абитуриента, обеспечить справедливое отношение к поступающим и создать равные условия и возможности для получения образования в высших учебных заведениях? — продолжил он. — Вопрос вопросов».

Александр Лукашенко также спросил, будут ли, помимо этих нововведений, еще какие-то предложения у специалистов и педагогов, чтобы улучшить существующий порядок.

«Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу — обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило», — заявил белорусский лидер.

В этой связи он упомянул о недавнем посещении Национального детского технопарка: «Я еще раз убедился: умных, любящих Беларусь ребят у нас действительно много. Надо просто их поддержать, показать перспективу самореализации и карьерного роста. Если говорить по-простому, направить на путь истинный». Если же происходит по-другому и кто-то из ребят сходит с этого пути, то ответственность лежит в значительной степени на тех взрослых, которые рядом, считает Президент. «Все косяки в этом плане — от нас, мы виноваты, не дети, — уверен он. — Или у кого-то из нас мозги не туда повернуты и его заносит на поворотах».

«Поэтому давайте начинать с себя. Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим». 

Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.

«Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, Правительства — действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют», — поручил Александр Лукашенко.

При этом Президент подчеркнул: ко всем вопросам необходимо подходить по-хозяйски. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы. «А у нас автобусы выходят из строя. Это так, на злобу. Вы разберитесь, губернаторы, как это все используется. А в Правительстве что? Принесли, скинули туда предложения, посмотрели: «А, ну еще дадим тысячу или полторы автобусов». Деньги нужно считать», — потребовал Глава государства.

Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны. «Поэтому давайте разбираться и смотреть», — добавил Президент. 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: