Как правило, автовладельцы меняют шины на своих автомобилях 2 раза в год при смене сезонов. Это обеспечивает безопасность передвижения по дорогам. Однако смена резины может вызвать ряд вопросов даже у опытного автомобилиста. Чтобы их стало меньше, мы отправились в шинный центр «VIANOR» за ответами.
Закон гласит…
На календаре – конец ноября, на термометре уже «минус», а больших очередей на шиномонтажах мы не наблюдаем. Неужели еще никто не спешит поменять резину?
«Нет, вовсе не так. Капризы погоды прошлого года научили наших автолюбителей готовить свое транспортное средство к зиме заранее, – рассказывает руководитель шинного центра Николай Павлюк. – Поэтому в текущем сезоне огромного ажиотажа на шиномонтаже нет, но и простоя не бывает. Многие водители заранее позаботились о смене шин».
К тому же один из пунктов Правил дорожного движения гласит: «При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4 ПДД». Там сказано, что зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее, либо знаками «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons», во время эксплуатации на указанном покрытии должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.
Зачем «переобувать» машину?
Зимние и летние шины отличаются составом. Зимняя резина более мягкая, что позволяет ей сохранять эластичность при минусовой температуре.
«Зимние покрышки не стоит использовать летом по ряду причин: при высокой температуре они становятся еще более мягкими и быстро изнашиваются. Кроме того, на зимних шинах возможно появление неустойчивого движения автомобиля по дороге на высокой скорости. Летние покрышки обеспечивают хорошее сцепление с асфальтовым покрытием. Однако на зимней дороге они не могут хорошо удерживать автомобиль по следующим причинам: они затвердевают при отрицательной температуре; на морозе у них увеличивается тормозной путь даже на сухом асфальте; их рисунок протектора не подходит для перемещения по льду и снегу», – пояснил Николай Павлюк.
Есть еще и всесезонные шины. Они универсальны, но изнашиваются быстрее. Их рекомендуется использовать при температурном диапазоне от +15 до –7 градусов. Однако при понижении температуры эти шины теряют свою эластичность, что приводит к снижению сцепления с дорогой.
Кода необходима «переобувка» шин?
По мнению руководителя шинного центра «VIANOR», выбирать подходящее время для смены резины нужно по погоде, а не по срокам, которые регламентированы законодательством. Нынешний ноябрь получился не таким снежным и морозным, как год назад, но многие автомобилисты решили перестраховаться.
«Автопроизводители рекомендуют устанавливать зимние шины, когда среднесуточная температура воздуха достигнет +7 градусов. Однако некоторые автомобилисты считают, что это слишком рано и «переобувать» авто следует, когда ночью установится отрицательная температура. В этом случае к утру могут образоваться обледенелые участки, на которых летние шины не смогут обеспечить хорошую устойчивость. Летнюю резину стоит устанавливать, когда температура станет плюсовой, а на улицах растает снег и лед», – сказал Николай Павлюк.
Какое давление выставить в шинах?
«Если вы хранили резину на дисках, проверьте давление в каждом колесе до монтажа шин. Если за время хранения покрышка сдулась, попытайтесь найти причину этого. Под весом автомобиля утечка воздуха усилится, так что на следующий день после «переобувки» вас будет ждать неприятный сюрприз – спущенное колесо», – отметил руководитель шинного центра.
Принимая решение о том, какое давление выставить в шинах, учитывайте место их хранения, говорят специалисты. Если вы хранили колеса в теплом помещении, после остывания на 20 0С они теряют примерно 0,2 бара давления. Поэтому теплые шины лучше накачивать с запасом или выставлять давление в них после того, как они остынут. Если вы хранили покрышки в холодном помещении, их можно сразу же накачивать до номинального давления.
Нужно ли балансировать колеса?
Балансировка колес обеспечивает равномерное вращение, отсутствие вибрации на кузове и руле, сохраняет ступичные подшипники. Однако так ли она необходима при каждой сезонной замене колес?
«При спокойной манере езды по хорошему дорожному покрытию балансировку можно проводить через каждые 8–12 тысяч километров пробега. Но иногда приходится передвигаться по плохим дорогам. Резкое торможение, попадание в ямы и ухабы может нарушить балансировку колес, в этом случае придется выполнять эту процедуру гораздо раньше и чаще», – сказал Николай Павлюк.
Чтобы избежать проблем, балансировку нужно проводить и при каждой сезонной смене автошин. Ведь не всегда на дороге удается понять, что автомобиль имеет разбалансировку колес. А это, в свою очередь, ведет к неравномерному износу шин.
К слову, определить несбалансированные колеса можно по следующим признакам: вибрация руля, подергивание кузова при движении на высокой скорости, некомфортная езда, ухудшение маневренности, неравномерный износ протектора.
Многолетняя практика опытных водителей свидетельствует о том, что правильная оценка дорожных условий, умелое применение приемов управления, современный контроль технического состояния автомобиля и четкое выполнение требований Правил дорожного движения позволяют уверенно и в безопасности чувствовать себя на зимней дороге.
В заключение обращаем внимание на то, что водителям необходимо выбирать безопасную скорость движения, отказаться от резких маневров и увеличить дистанцию до движущихся впереди транспортных средств. Пешеходы, переходите дорогу только в установленных местах, предварительно убедившись в безопасности, и не забывайте в темное время суток обозначать себя световозвращающими элементами.
Это факт!
Ответственность за неиспользование на транспортном средстве зимних шин предусмотрена частью 2 статьи 18.11 КоАП
и влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины (37 рублей). В случае повторного нарушения, штраф увеличивается до 5 базовых величин (185 рублей).
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.