Узнали, как на Мозырщине помогают людям с инвалидностью адаптироваться в социуме

234

Наш журналист лично убедился: даже имея физические ограничения, можно радоваться новому дню и сохранять желание творить и развиваться. Талант жизнелюбия и еще масса скрытых способностей есть у воспитанников отделения социальной реабилитации, абилитации инвалидов Территориального центра социального обслуживания населения Мозырского района. Этому уникальному навыку – быть в гармонии с собой и окружающими – ребят обучают мудрые терпеливые наставники.

Поменялось название, но не суть

Коллектив отделения небольшой, но дружный. Возглавляет его Татьяна Кудра. Татьяна Александровна рассказывает, что с 1 апреля произошла реорганизация.

Перемены коснулись названия отделения и некоторых внутренних моментов. В целом задачи остались прежними: выводить людей с инвалидностью на максимально возможный уровень автономности в быту, развивать их творческий потенциал и организовывать культурный досуг воспитанников и их близких. В отделении на социальном обслуживании сегодня находится порядка 50 человек с 1 и 2 группами инвалидности.

«Мы работаем не с детьми, а со взрослыми, – говорит Татьяна Александровна. – Благодаря искренней любви и чуткому вниманию сотрудников отделения наши воспитанники не чувствуют себя забытыми, ущемленными. Напротив, они всегда окружены заботой и вниманием».

Обстановка здесь и правда царит теплая, домашняя. Стены увешаны работами воспитанников. На шкафу одной из комнат – две клетки с попугаями.

«Это наши разговорчивые питомцы Кеша и Арчик, – рассказывает специалист отделения Ольга Клевец. – Попугаи создают домашнюю атмосферу в отделении. Это своего рода медитация. Также ребята учатся ухаживать за пернатыми друзьями не по картинкам, а в реальности».

Ольга Григорьевна – инструктор по трудовой терапии. В социальной службе она трудится уже 17 лет, 5 последних – в отделении социальной реабилитации и абилитации инвалидов. Проводит занятия в двух мастерских – ремонтной и полиграфической. С первой все понятно: воспитанники ремонтируют свою одежду и вещи родных, шьют игрушки, постельное белье, изделия для собственных нужд. Разумеется, под присмотром инструктора. А в полиграфической мастерской они на специальной технике своими руками и фантазией изготавливают блокноты, магнитики, календари. На занятиях – по 5–6 человек.

Труды ребят и педагога не напрасны: «Радуюсь, когда родители ребенка с инвалидностью говорят, «она дома сама погладила блузку» или «он сам пришил пуговицу». Значит, ребята переносят полученный здесь опыт в повседневную жизнь, применяют это в быту. Да, папы и мамы стараются научить базовым вещам своих чад, но ведь родителям можно поперечить, закапризничать – на своей территории можно покомандовать. А здесь всё иначе: есть четкие рамки, общие правила и требования, которые нужно соблюдать. У меня без дела никто не сидит. На фразу «я не могу» отвечаю конкретно: выполнить минимальные задачи может каждый. Разумеется, помогаю. Показываю, например, как продеть нитку в иголку. И они делают. Наша общая задача – помочь людям с инвалидностью социализироваться, а не задавить сочувствием и заботой.

Вот, посмотрите на Дмитрия (за швейной машинкой сидит молодой человек и уверенно обращается с техникой, делая ровный шовчик). Был тихий и замкнутый, ничем не интересовался. А сейчас старательно работает за швейной машинкой, делает игрушки. Он молодец. И такой пример не единичный».

В соседнем помещении проводит занятие руководитель кружков по декоративно-прикладному и художественному искусству Надежда Коваленко. Пока молодые люди увлеченно рисуют, Надежда Сергеевна рассказывает, что ребята ежедневно знакомятся с разными направлениями в рисовании.

«Устают от карандашей – мастерят поделки, – рассказывает и показывает педагог. – Макраме, квиллинг, картины из стразов, бумажных катышков и другие интересные техники – результаты стараний на полках, подоконнике, стенах. Аккуратные и красивые, плоские и объемные. За пять лет работа стала вторым домом. Прихожу утром с желанием творить и отдавать, учить и делиться. А вечером ухожу с ощущением, что сделала что-то светлое и хорошее. Это заряжает. Всегда тянулась к творчеству, занималась рукоделием. Сейчас делюсь энергией и знаниями с ребятами, которые тоже на креативной волне. Бывает, показываю направление, они подхватывают и идут дальше, превосходя учителя мастерством. У них есть особенности физические и интеллектуальные, но у творчества нет границ. Главное – интерес и желание создавать что-то руками. Как пример – работы нашей Галины. Она всерьез увлеклась бумагокручением (квиллингом) – это техника изготовления объемных или плоских композиций из обычных узких полосок бумаги, скрученных в форме спирали. Стремительный рост мастерства виден в работах» (их много, и каждая лучше и сложнее предыдущей – прим. авт.).

И борщ сварить, и о важном поговорить

В следующую комнату иду на запах и попадаю на кухню. В переднике и с полотенцем в руках у плиты стоит улыбчивая женщина. Это Ольга Слесарева – руководитель кружка «Родничок».

Оказывается, по средам в отделении кулинарный день, поэтому воспитанники с удовольствием готовят с Ольгой Леонидовной любимый наваристый красный борщ. Участие в процессе принимают все желающие: кто-то чистит и режет картошку, кто-то занимается свеклой, а кто-то – морковкой. Приятный аромат создает уютное настроение.

Не отвлекаясь от процесса, Ольга Леонидовна рассказывает: «Наша главная цель – социализировать ребят. И процесс приготовления пищи – основа быта. Мы не хватаем звезды с неба, лишь закладываем базовые знания, чтобы они могли самостоятельно сварить суп или борщ, пожарить картошку. После прибрать со стола, помыть тарелку. Для них это не развлечение, а самое настоящее занятие: мы проговариваем каждый этап, вспоминаем технику безопасности и правила поведения. Совмещаем, как говорится, приятное с полезным».

Ребята рассказали, что, помимо первых блюд, очень любят колбасу в блинном тесте. Пожелав кулинарам приятного аппетита, отправляюсь знакомиться с домочадцами дальше.

Пока одни заняты борщом, руководитель декоративно- прикладного кружка «Мельница чудес» и сценического мастерства «Белая ворона» Светлана Можейко помогает Юлии сделать красивый подсвечник. Все полки комнаты плотно уставлены сделанными из подручных средств работами.

«Это результат совместной фантазии и ловкости рук, – поясняет Светлана Павловна, прочитав удивление в моем взгляде. – Они приходят, чтобы творить и воплощать в реальность смелые фантазии. Умение видеть прекрасное присуще нашим воспитанникам. А как они раскрываются на занятиях по сценическому мастерству! Все артистичные, просто каждый мастер – в своей стихии. К слову, атрибуты для постановок делаем своими руками. Представления получаются по-настоящему живыми и эмоциональными, без фальши и прикрас. Это цепляет зрителя».

На втором этаже только-только закончилось занятие по социально-бытовой адаптации. Поднимаюсь наверх.

«Говорили сегодня о том, как вести себя в снежную погоду, – рассказывает специалист по социальной работе Татьяна Брель. – Обсуждали разные ситуации: как перейти дорогу, если не видно разметки, что делать, если вдруг сломался автобус. Информационные беседы проводим ежедневно, составляется тематический план на неделю. Любят ребята участвовать в познавательных и развлекательных мероприятиях, викторинах. Есть читающие, интеллектуально подкованные воспитанники. Им интересны все темы, разумеется, идет поправка на особенности в связи с инвалидностью.

Эффект нашей деятельности очевиден. К примеру, в отделение приходит парень, который посещал «Радугу» только в сопровождении родителей. К нам в Козенки на занятия он приезжает и уезжает самостоятельно – это реальный показатель работы отделения».

И в дождь, и в снег воспитанники приезжают на ул. Спортивную, чтобы встретиться, пообщаться, приготовить что-то или смастерить, потанцевать или просто прожить день в удовольствие.

«Для них это место как второй дом, – подчеркивает заведующий отделением. – Есть ребята, которые с нами со дня основания – с 2008 года. Это приятно. После реорганизации в штатном расписании появился социальный работник. Пользуется спросом и новая услуга – персональный ассистент: наш специалист сопровождает человека с инвалидностью в поликлинику, например, или банк. Еще одна новая форма работы – переводчик жестового языка. Все запросы удовлетворить, к сожалению, не успеваем. Хотелось бы, чтобы отделение расширялось, ведь сторонняя помощь нужна многим. Поддержка бесценна: благодаря неравнодушным друзьям, приобрели сенсорную комнату. Ждем поставку теннисного стола, аэрохоккея – так ребята смогут развиваться и в спортивном направлении. Мы очень стараемся, но, имея поддержку единомышленников, сможем гораздо больше».

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: