Есть что вспомнить, но трудно рассказать.. Интервью с мозырянином Василием Туровцом – ветераном войны в Афганистане

95

Рядом с нами живут замечательные люди, которые не раздумывая могут пойти на риск ради оказания помощи слабому, содействия в решении важного вопроса, от чего будет зависеть чье-то благополучие, и даже совершить подвиг ради спасения человеческой жизни.

Именно таким мы знаем Василия Туровца, педагога, руководителя по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Скрыгаловская средняя школа имени Н. И. Шляги Мозырского района», ветерана войны в Афганистане. Об этом и о многом другом – в интервью с воином-интернационалистом.

– Василий Михайлович, что для вас значит День памяти воинов-интернационалистов?

– Для меня это, прежде всего, история афганской войны, в которой есть и мои страницы истории. Каждому человеку и гражданину необходимо испытать особое чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, беречь свое Оте­чество. Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат и офицеров во время афганской войны. Известно, что никакой народ не может жить без прошлого, потому что без прошлого нет настоящего, не будет и будущего. И 15 февраля в нынешнем году будет не просто Днем памяти воинов-интернационалистов, а и юбилейной датой: исполняется 35 лет со дня вывода советских войск с территории Демократической Республики Афганистан. И хотя мы давно уже сняли военные кители, виски наши посеребрила седина, а к военным званиям прибавились слова «в запасе», в душе мы остаемся теми же воинами, верными защитниками своей Родины. И, как известно, дороже и ближе ее у человека ничего нет. Надо чувствовать сердцем и ценить ту землю, которая тебя взрастила, поставила на крыло. И эти ценности соизмеряются не материальной мерой, а душевной…

– К какому уголку Беларуси вы адресуете свои трепетные чувства?

– Родился я в деревне Вить Хойникского района Гомельской области. Здесь в необычайно красивом уголке Полесья прошло мое детство, каждый день из которого был маленьким открытием. В сентябре 1972 года вместе со своими сверстниками пошел в школу. Благодарен своим сельским учителям, которые научили любить Родину, вникать в историю, постигать знания, которые способствовали бы формированию характера и личности, человека и гражданина своего общества. Особенно нравились уроки истории, потому что хотелось узнать побольше об истоках своего края, о его исторических памятниках. К примеру, в деревне Борисовщина – главная усадьба сельсовета, где сохранились остатки усадьбы Ястржембских. А от времен Великой Отечественной войны, в которой погибло более 100 моих земляков, напоминают обелиски, установленные в 70-х годах на перекрестках дорог Калинковичи–Хойники и Вить–Загальская Слобода в честь Героя Советского Союза В. Г. Колесника и летчика С. М. Дедова.

Я еще не знал, как сложится моя жизнь и что ждет меня впереди, но уже в школьные годы думал о том, что непременно буду верным защитником своего Отечества, хотел хоть чуточку быть похожим на этих героев. Отважный танкист младший лейтенант Колесник и воздушный стрелок-радист младший сержант Дедов погибли в боях при освобождении моей малой родины от немецко-фашистских захватчиков.

– Как реализовывались ваши планы и мечты?

– После окончания школы работал на «Гомсельмаше». В 1983 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Мои военные будни начинались в инженерно-саперной бригаде в городе Волжске. После «учебки» с апреля 1984 года продолжил службу в Афганистане. Служил в Краснознаменном Пражском ордена Кутузова II степени и ордена Суворова II степени в гвардейском инженерно-саперном батальоне механиком-водителем во взводе ГПТ. Через некоторое время был переведен в инженерно-саперную роту во взвод специального минирования радиоминером-радиотелеграфистом, старшим группы минирования.

– Насколько сложным был для вас этот период?

– Первое время уходило на адаптацию, ведь все там было по-другому. Нужно было привыкать к местному климату, пейзажу, где высокие хребты чередовались с плоскогорьями и бессточными котловинами. Сложно было бороться с жарой: в дневное время уже в апреле было жарко, не говоря про летний период, когда столбик термометра поднимался выше +50 0С. Несмотря на это, ночью чувствовалась прохлада…

– Наверное, не могли свык­нуться с тем, что попали в зону боевых действий?

– К тому времени, как я попал на афганскую землю, вой­на длилась уже четыре года, наши ребята из Союза сменяли друг друга. Важно было понимать, что наше участие в боевых действиях – это не просто помощь дружественной стране: мы защищали южные рубежи Советского Союза. Ведь Афганистан граничит с тремя странами, тогда входящими в состав СССР: Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном.

– Чем наполнены были ваши боевые будни?

– Если говорить в общих чертах, то на нас, во-первых, возлагались задачи по сохранению порядка и недопущения нападения врагов на южные границы СССР. А во-вторых, мы выполняли свой воинский долг как воины-интернационалисты по оказанию помощи правительству ДРА в борьбе с бандформированиями. Каждый мой день был наполнен ответственностью за поставленную задачу, за своевременную поддержку товарищей на заданиях, которые были связаны с минированием или разминированием. На счету немало боевых операций, связанных с выполнением спецзаданий: выезд на разминирование и минирование караванных троп, помощь мирному населению. При движении разведчики и саперы входили в состав отряда обеспечения движения колонн. Практически каждый день нам приходилось действовать в экстремальной обстановке.

За операции, проводимые Шиндандской дивизией, – более 14 благодарностей от командира.

– А есть моменты, которые особенно запомнились?

– Особенно запомнились первая и последняя операции. Нам предстояло выбить банду в ущелье Ларкоф. Тогда впервые пришлось применить боевую установку разминирования УР-70 на базе БТР-50. По сути, она применялась не для разминирования, а для уничтожения живой силы и опорных пунктов противника. Тогда при подрыве на этой установке разминирования получил контузию средней тяжести. Проходил лечение в госпитале, а потом снова продолжал службу.

А последняя операция закончилась для меня перед самой демобилизацией. Мы тогда выполняли задание под Кандагаром, и нас обстреляли возле аула Мусакала. Туда быстро была переброшена часть нашей дивизии. Нам нужно было взять аул в окружение, чтобы вывести мирных жителей во избежание лишних жертв в ходе боевых действий…

– Местное население понимало, что вы проявляете заботу о нем?

– По-разному. К примеру, мое подразделение стояло в местечке Адраскан. Местные жители называли нас «шурави», что на русском языке означает «друг». На территории нашей части располагался Царандой (афганский особый отдел), приходилось часто выходить на охрану. Через улицу – жилые дома. К нам относились хорошо и разрешали ходить в магазин. Но было немало и тех, кто воевал против нас. Был случай, когда за нашу стену кто-то из местных бросил осколочную гранату. К счастью, никто не пострадал.

– Василий Михайлович, как вы смотрите на сегодняшнюю обстановку в мире, где многие стремятся решить вопросы господства путем военных конфликтов?

– На мой взгляд, все идет от политиков и руководителей стран, которые должны понимать, что такие действия не принесут их народам благополучия. Любая война несет огромные потери, безутешные слезы, сломанные жизни. Я к войне всегда относился отрицательно. Очевидно, что сегодняшние военные конфликты вспыхивают в разных местах с определенной целью и выгодой для тех, кто их разжигает. Военно-промышленный комплекс США просто зарабатывает деньги. Наша страна и бывший Советский Союз не были зачинщиками войн. А вот дать отпор мы должны быть готовы всегда. Мое мнение: война – это не цель жизни для человека. Мы хотим жить в мире!

– Как сложилась ваша судьба после Афганистана?

– После увольнения в запас я возвратился к мирному труду на «Гомсельмаш». Через некоторое время был назначен секретарем комитета комсомола Гомельского объединения «Птицеводство». Потом принял решение о получении новой профессии: учился в г. Мозыре в ПТУ № 84 на дизелиста. Хотелось почерпнуть романтики геологов: работал в Мозырской нефтеразведочной экспедиции. В 1990 году получил назначение на должность руководителя начальной военной подготовки Золотушской средней школы Калинковичского района, а с 1991 года и по настоящее время работаю руководителем по военно-патриотическому воспитанию в Скрыгаловской средней школе имени Н. И. Шляги Мозырского района.

– Василий Михайлович, у вас, как участника боевых действий, имеются награды. Какая из них для вас самая дорогая?

– Самая дорогая награда для меня – жизнь. А медали и грамоты – это как подтверждение фактов твоего добросовестного отношения к делу, большой ответственности не только за свою жизнь, но и за других. Поэтому домой я возвращался с чувством выполненного долга. Нам немало трудностей пришлось пережить. Но мы никогда не забывали о воинской присяге, о любви к своей Родине, куда всегда хотели вернуться. Мы выполнили свой долг сполна.

И сегодня, воспитывая молодое поколение на примерах ветеранов, мы можем поделиться своими воспоминаниями, обязательно отмечая при этом: «Берегите мир!». Моему поколению довелось понюхать пороху на афганской вой­не – значит, время выбрало нас. Это были испытания, через которые надо было пройти. И мы с ними справились достойно.

Назар КАЧЕЛЯ, учащийся 8 класса
ГУО «Скрыгаловская средняя школа им. Н. И. Шляги Мозырского района».