Мозырские медики о том, как противостоять сезонным вирусам

64

Узнали, как специалистам мозырской городской поликлиникой №2 удается противостоять сезонным вирусам и уделить внимание более 41 тысячи мозырян.

Разграничение потока пациентов

Исследования показывают, что зимой люди болеют чаще. В зимние месяцы сухой воздух позволяет возбудителям инфекций делиться на более мелкие частицы и дольше задерживаться в воздухе, а значит, риск подхватить простуду или грипп растет. Диагноз ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) знаком многим. Слово «респираторные» означает, что инфекции поражают дыхательные пути. Температура, кашель, насморк становятся нашими частыми спутниками в осенне-зимний период. В это время известное выражение «главное – перезимовать» обретает особый смысл.

Не секрет, что на медицинских работников в зимний период, когда наблюдается рост заболеваемости сезонными вирусами, ложится двойная нагрузка и ответственность. Но грамотный подход, четко встроенная система работы и заинтересованность населения позволяют из года в год побеждать коварные вирусы.

Юлия Мягкова подтвердила: с середины января отмечался умеренный рост заболеваемости в районе. Но уже в начале февраля ситуация стабилизировалась и наметилась тенденция к снижению уровня заболеваемости, то есть количество первичных пациентов, которые обращаются за медицинской помощью в учреждения здравоохранения, постепенно снижается.

Как пояснил специалист, увеличение заболеваемости вирусными инфекциями объясняется несколькими причинами: ослаблением иммунитета в результате переохлаждений, дефицита витаминов и недостаточной физической активности; недостатком витамина D – он синтезируется в организме под воздействием ультрафиолета, которого зимой не хватает из-за короткого светового дня и длительного нахождения в закрытом помещении; центральным отоплением – батареи сушат воздух, а следовательно, и слизистые оболочки, из-за чего они не могут полноценно задерживать инфекции; холодным воздухом – многие патогенные микроорганизмы (например, риновирусы) при низких температурах активируются и становятся более устойчивыми и прочими.

«Это ежегодный сезонный подъем заболеваемости, – отмечает Юлия Мягкова. – Стабилизировать ситуацию удается, прежде всего, за счет разграничения потока пациентов: разделение на «чистую» и «красную» зоны. В «красной» зоне обслуживаются пациенты с признаками острых респираторных инфекций и подъемом температуры. Они обращаются туда первично и там же наблюдаются до момента выздоровления. Все остальные пациенты обращаются в чистую зону: на приемы к врачам (люди с хроническими заболеваниями), за выписками, справками, на вакцинацию, для прохождения медкомиссий и с прочими вопросами. Но с носителями вирусов они не контактируют. Именно путем разграничения потока пациентов удается добиться быстрой стабилизации ситуации и постепенного снижения уровня заболеваемости».

– Юлия Валентиновна, сколько врачей работает в «красной» зоне? Не создаются ли очереди перед кабинетами?

– Стараемся избегать подобных ситуаций. Количество врачей зависит от числа обращающихся за помощью пациентов. Как правило, подъем обращений наблюдается после выходных и праздничных дней. Врачи стараются максимально быстро и качественно выслушать и осмотреть больных, сделать заключения, выписать назначения, направления на анализы и заполнить карточки. В «красной» зоне прием осуществляется в порядке живой очереди. А пациенты без признаков ОРВИ могут записаться к врачу на конкретное время через регистратуру или воспользовавшись сайтом Талон.бай.

Эта система значительно упрощает работу поликлиники: человек приходит в удобное для него время и спокойно решает возникшие вопросы, не взаимодействуя с носителями вирусных инфекций. Этот момент очень важен, ведь наша поликлиника обслуживает взрослое население численностью более 41 тысячи человек. Большая часть из них – люди трудоспособного возраста. Много пенсионеров, молодежи. И каждому нужно пройти диспансеризацию, проконтролировать здоровье. Если человек приболел –оказать ему квалифицированную помощь. Ведут приемы врачи-специалисты, такие как травматолог, врач общей практики, хирург, эндокринолог, кардиолог, инфекционист, ЛОР, офтальмолог, врач функциональной диагностики, невролог, реабилитолог. С нового года появился врач-ревматолог, который есть только в нашей поликлинике. Люди это знают, записываются, приходят. К слову, этот специалист осуществляет прием пациентов не только Мозырского района, но и 6 районов полесского региона (Ельского, Наровлянского, Лельчицкого, Житковичского, Петриковского).

Работает поликлиника и в субботу с 8.00 до 15.00, поэтому удается обращения не накапливать, а постепенно с ними разбираться.

– Как обстоят дела с вакцинацией? Мозыряне охотно прививаются?

– Как было сказано уже много раз, вакцинация – специфическая, и, пожалуй, единственная профилактика инфекционных заболеваний. Открытие метода вакцинации дало старт новой эре борьбы с болезнями. Сейчас на Мозырщине продлена кампания по вакцинации против гриппа. Нет средства более разумной защиты от вируса, чем прививка. Она осуществляется вакциной «Гриппол плюс» и российской вакциной для профилактики гриппа. Для формирования иммунитета человеку достаточно двух недель. Прежде всего вакцинироваться должны лица с хроническими заболеваниями и ослабленным иммунитетом и дети, так как в детских коллективах скученность большая и риск перекрестного инфицирования велик.

Люди доверяют такому способу иммунизации. Пациенты с хроническими заболеваниями заранее звонят и записываются. Из наблюдений: тот, кто решился, сделал прививку и на себе ощутил положительный эффект, в следующем сезоне приходит сам и приводит близких. Многие мозыряне ответственно подходят к вопросу защиты организма. Если же человек в силу разных обстоятельств не может прийти на вакцинацию, но желает привиться и на это нет противопоказаний, направляем к нему домой прививочную бригаду. На участках заранее формируются списки людей, которые хотят вакцинироваться. Медработники выезжают согласно графику.

Открыты и настроены помогать

– Юлия Валентиновна, как налажена система предварительной записи на прием?

– Записаться можно, придя в поликлинику лично или позвонив в регистратуру. Многие мозыряне пользуются сайтом или приложением Талон.бай. Это упрощает процесс оказания медицинской помощи и создает эмоционально комфортную обстановку как для пациентов, так и для работников поликлиники.

– На диспансеризацию тоже можно записаться заранее и прийти к конкретному времени?

– Да. Радует, когда люди сами проявляют инициативу и приходят на прием. Важно понимать, что диспансеризация проводится с целью медицинской профилактики, пропаганды здорового образа жизни, воспитания ответственности граждан за свое здоровье, выявления хронических неинфекционных заболеваний на ранних стадиях.

Задача медицинского работника – связаться с каждым относящимся к участку пациентом и пригласить на диспансеризацию. Тем, до кого не удается дозвониться, рассылаются письма-приглашения о необходимости явиться в поликлинику. Разумеется, человек и сам может записаться на плановый осмотр, позвонив в регистратуру или обратившись через интернет. Если же он, к примеру, длительное время не обращался за медицинской помощью, но настал момент, когда понадобилось прийти в поликлинику, его с приема сразу же направляют в кабинет диспансеризации. Их в нашем учреждении два. Так или иначе обследуем каждого пациента. Мы со своей стороны полностью открыты и настроены на быстрое решение вопросов, особенно с учетом того, что речь идет о здоровье. Отмечу, что большая доля ответственности лежит на самих мозырянах: они должны быть заинтересованы в контроле самочувствия и использовать возможности, которые им предоставляются. Тем более сейчас в Трудовой кодекс внесены изменения: человеку предоставляются дни освобождения от работы для прохождения диспансеризации. Не нужно думать, как все успеть, – государство предусмотрело даже этот момент.

В интересах населения многое делается, главное, грамотно всем этим пользоваться. Люди требовательны по своей природе, но нужно быть строгими не только по отношению к медицинскому персоналу, но и к себе. Не врач виноват, что человек заболел, повредил руку или ногу, обжегся, что мало двигается, ест много сладостей или жирную пищу. Многих заболеваний можно избежать, если пациент изначально направит внимание на себя. У современного человека мало времени: быстро забежал, купил, перекусил. О пользе думают во вторую очередь. А зря: правильное сбалансированное питание, активный образ жизни – залог здоровья. Чтобы следить за рационом, высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, не злоупотреблять спиртными напитками, доктор не нужен. А если он и понадобился, то попасть на прием не составит труда, если есть желание. Самая большая ценность – это человеческое здоровье. Его нельзя купить, можно только сберечь. Помните об этом.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: