Как вернуть некачественный товар? На вопросы мозырян о защите прав потребителя ответил специалист

52

В преддверии Дня потребителя, который в Беларуси отмечают 15 марта, в пресс-центре редакции газеты «Жыццё Палесся» состоялась прямая телефонная линия по вопросам потребительской тематики.

Уполномоченный по защите прав потребителей Мозырского районного исполнительного комитета Елена Пархоменко дала компетентные ответы на все поступившие вопросы.

Елена Александровна, куда можно обратиться, чтобы решить возникшие вопросы, и на какую помощь могут рассчитывать покупатели?

– Защиту прав потребителей можно разделить на несколько блоков: это государственная защита, где задействованы различные министерства, в том числе МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли), который выполняет координирующую функцию. Но в первую очередь надо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нарушения прав, то есть в Мозырский райисполком, где есть уполномоченный по защите прав потребителей, который обязан оказать содействие в решении того или иного вопроса. Обращения граждан рассматриваются в соответствии с законодательством.

Уполномоченный разбирается в ситуации, принимает необходимые меры, выносит предписания нарушителям и, если нужно, обращается в суд с иском о защите потребителя. Такая помощь оказывается бесплатно.

В Гомельской области функции по защите прав потребителей осуществляют 23 уполномоченных по защите прав потребителей Гомельского областного, городского и районных исполнительных комитетов.

Кроме того, на территории Гомельской области действуют 5 общественных объединений потребителей, осуществляющих защиту прав потребителей: общественное объединение «Гомельское городское общество защиты потребителей», Гомельское областное общественное объединение «Защита прав потребителей», Гомельское городское общественное объединение «Правовая помощь потребителю», Гомельская городская организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей», Гомельское областное общественное объединение «Потребитель и Закон».

Хотела вернуть продавцу ботинки, которые через 1,5 месяца активной носки порвались. Но мне отказали. Прав ли продавец? Что необходимо знать покупателям в таком случае?

– Есть случаи, когда отказ продавца принимать обратно товар с недостатками является неправомерным. «Когда у покупателя через один–три месяца или даже через полгода проявился недостаток в товаре, он приходит к продавцу, а тот ему говорит: «Вы не можете сдать некачественный товар, потому что прошло 14 дней». Но это не так. Срок в 14 дней установлен для того, чтобы потребитель мог (с определенными условиями) вернуть качественный товар, если он решил, что этот товар ему не подходит по каким-то причинам, он ему оказался не нужен или, к примеру, подарили такой же.

Некачественный товар может быть сдан в течение гарантийного срока. И еще: когда покупатель приходит к продавцу с претензией, что в технически сложном товаре есть недостаток, продавец зачастую перенаправляет его в ремонтную организацию. Но это неправильно.

Закон о защите прав потребителей гласит о том, что покупатель по выбору может обратиться либо к продавцу, либо в ремонтную организацию, либо к поставщику. Об этом важно знать.

В последнее время распространенной проблемой стало навязывание дополнительных платных гарантий. Есть ли в этом польза?

– Да, некоторые потребители делились информацией о том, что им при покупке технически сложных товаров: холодильников, СВЧ-печей, стиральных машин, телевизоров и других – некоторые продавцы навязывают расширенную гарантию.

Это прямое нарушение законодательства о защите прав потребителей. Здесь потребителю важно понимать, что на такой товар уже установлен гарантийный срок, во время которого можно предъявить претензию.

Мы попросили Елену Пархоменко ответить также и на другие вопросы, актуальные для читателей газеты.

– По каким вопросам чаще всего обращаются потребители?

– По итогам 2023 года отделом торговли и услуг рассмотрено 33 обращения по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, были рассмотрены 6 обращений, поступивших в дни устного приема по личным вопросам начальником отдела торговли и услуг, и по более 700 обращений, поступивших при устном обращении к уполномоченному по защите прав потребителя, даны разъяснения.

Проведенный анализ обращений показывает, что наибольший удельный вес в структуре обращений потребителей занимает торговля, что связано с востребованностью этой отрасли. Обращения касались качества реализуемых товаров (95 %), возврата качественного товара (2 %); приобретения товара через интернет-магазин (1 %). В сфере бытовых услуг обращения были связаны с качеством оказанных услуг (80 %) либо сроком исполнения обязательств (20 %).

При заключении договоров на изготовление (поставку, продажу) товара, потребители зачастую не вникают и не читают условия договора, подписывают акты приема-передачи, не проверив комплектацию товара, его пригодность к эксплуатации и качество. Кроме того, в ряде случаев потребители и вовсе отказываются от письменного оформления заказа, ссылаясь на отсутствие времени и необходимости.

Поэтому в сфере бытовых услуг преобладают обращения по вопросам некачественного исполнения договорных обязательств в сфере ремонта транспортных средств, установки металлоизделий, кровли, окон.

– Елена Александровна, по-вашему, что является причиной нарушений?

– Основной причиной нарушения прав потребителей является незнание законодательства, как субъектами торговли, так и самими потребителями.

Поэтому главное пожелание как тем, так и другим – расширяйте познания.

Буквой закона

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» был принят 9 января 2002 года.

В соответствии с Законом потребитель имеет право на: просвещение в области защиты прав потребителей; информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах); безопасность товаров (работ, услуг); свободный выбор товаров (работ, услуг); надлежащее качество товаров (работ, услуг); возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги); государственную защиту своих прав; общественную защиту своих прав; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь; создание общественных объединений потребителей.

Лицом к человеку

Согласно рекомендации, принятой на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году», в нынешнем году в государствах – членах Евразийского экономического союза День потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития». Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики.

О работе с населением

В Мозырском районе необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить от уполномоченного по защите прав потребителей районного исполнительного комитета Елены Пархоменко по адресу: г. Мозырь, пл. Ленина, 16, каб. 115.

На Мозырщине по состоянию на 1 января 2024 года функционирует 1796 торговых объектов, 17 торговых центров на 354 торговых объекта, 8 рынков и мини-рынков, 89 интернет-магазинов и 347 субъектов бытовых услуг. Торговлю на территории Мозырского района осуществляют 1732 субъекта хозяйствования, в том числе 639 юридических лиц и 1093 индивидуальных предпринимателя.

Широкая представленность объектов торговли и услуг подтверждают факт того, что каждый житель Мозырского района является потребителем тех или иных товаров и заказчиком тех или иных услуг, и у него могут возникнуть актуальные вопросы. К слову, 15 марта 2024 года, в День потребителя, Елена Александровна ответит на вопросы по «горячей» линии. Звоните по телефону 30-01-49 с 9.00 до 12.00.

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: