Дисквалификация российской фигуристки Камилы Валиевой вновь обнажила многие проблемы современного спорта.
Не будем вдаваться в сложные детали этого дела, процитируем исчерпывающие выводы спортивного журналиста Константина Лобандиевского: «Главный проигравший – сама антидопинговая система. Казус Валиевой в очередной раз обнажил огромное число белых пятен и неопределенностей. Для одних – терапевтические исключения, для других – по всей строгости. Одни пробы анализируются в течение нескольких дней, другие – нескольких месяцев. Препараты вроде милдроната вносятся в категорию самых злостных, кортикостероиды даже не запрещаются во внесоревновательный период. Одни спортсмены попадаются, другие нет. Хотя потом, 10–15 лет спустя, выясняется, что последние вовсю использовали «химию». Удивительно ли, что борьба с допингом многими видится как бизнес? А где бизнес, там и коррупция, и обходные пути…».
Притчей во языцех и темой многочисленных мемов стали попавшаяся на допинге изящная Мария Шарапова – всего лишь мельдоний, который свободно продается в аптеках, и чистые перед антидопинговыми законами могучие сестры Уильямс, которым в порядке исключения для поддержания здоровья выписывались не крем «Долгит» в желтой упаковке и не «Рузана» – капли в нос, а препараты, которые, по оценке специалистов, применяются для терминальных больных, а не для олимпийских чемпионов. И невольный вопрос: как же это люди с таким здоровьем умудряются не только выступать на высоком уровне, но еще и побеждать?!
Или известная коллизия с допуском на Олимпийские игры белорусских и российских спортсменов, где атлетам предлагается сделать выбор как у пушкинского Петра Гринева перед лицом возможной казни: «Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку».
То есть отречься и покаяться. Но пикантность ситуации заключается в том, что многие страны мира относятся с сочувствием и пониманием к проводимой Россией специальной военной операции, отказываясь поддерживать киевский режим и вводить санкции против россиян. Получается, надо устроить «основанное на правилах» аутодафе и для этих людей из мира спорта? А тут еще и на Ближнем Востоке политики взялись решать вопросы огнем и мечом, и хватает спортсменов, выразивших свое мнение по этой ситуации, причем не всегда совпадающее с мнением «прогрессивной общественности», но что-то вот никого не отменяют. И слава Богу, кстати.
В общем, надо искать выход из этой безнадежно тупиковой ситуации, в которую спорт загнали политики. Уверен, что Беларусь и Россия могли бы стать локомотивами нового спортивного мышления, для которого надо просто вернуться к первоначальным идеалам олимпизма, основной принцип которого – «способствование развитию любительского спорта – спорта для удовольствия, а не для денег». Пусть мы не увидим запредельных рекордов, но зато узнаем истинные физические возможности обыкновенного здорового человека, который трудится с нами в одном цехе и живет в соседнем дворе. Проводимые в стране отраслевые и республиканские спартакиады показывают, что потенциал у нас огромный.
…Кстати, про Петрушу Гринева читаем: «Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению…».
Но это уже другая тема.