В мозырской «Школе мира» расширяют пределы миротворчества и строят с соседней страной мостики дружбы

47

Почетное звание средняя школа № 5 получила 1 сентября 2022 года. По рекомендации Мозырского районного исполнительного комитета Республиканским бюро общественной организации «Белорусский фонд мира» ей присвоили статус «Школа мира».

И уже с первых дней коллектив учреждения активно включился в общественную работу. Тогда же, в сентябре, состоялось посвящение учащихся в отряд миротворцев. Уже через 20 дней ребята приняли участие в акции «Дети мира», когда в Мозырском городском родильном доме соответствующие свидетельства вручили мамам семи младенцев. В октябре состоялось награждение участников конкурса «Мир вокруг нас» совместно с ветеранской организацией Мозырского района, а 1 октября по инициативе ветеранского актива и коммунистов Мозырщины была заложена «Аллея памяти», которая стала символом единства всех поколений мозырян. В том же месяце провели акцию «Забота»: волонтеры отрядов «Рука помощи» и «Миротворцы» поздравили с 90-летием Любовь Ивановну Марковскую. Заботиться о братьях наших меньших – особая миссия для учеников СШ № 5, поэтому активное участие они приняли в акции «Верные друзья» и отвезли бездомным животным корм, проявили внимание и заботу.

Продолжилась череда добрых дел и в 2023 году: были проведены акции «Наши дети», «Ёлка мира и добра». На митинге-реквиеме, посвященном 79-й годовщине освобождения концлагеря «Озаричи», миротворцы возложили цветы к памятнику и посетили музей. B Год мира и созидания ребята поучаствовали в республиканском проекте «Мы вместе» в городе Могилеве, где заняли третье место, презентовав проект «Ад міру да родных вытокаў». Так, по итогам работы за 2022/2023 учебный год средняя школа № 5 г. Мозыря заняла второе место среди 15 Школ мира Гомельской области.

Создатели уникальной формулы

B нынешнем учебном году ученики-активисты продолжают реализовывать миротворческие акции.

Как подчеркивает директор школы Елена Неред, не отклоняясь от выбранного курса, СШ № 5 приняла участие в республиканском конкурсе на лучший миротворческий проект Школ мира и стали призерами областного этава.

«Свой проект мы назвали «Формула мира. От возможного к реальному». Изначально по условию нам нужно было выбрать одно направление деятельности, – рассказывает директор школы. – Но мы пошли по иному пути и решили создать формулу мира, которая состоит из элементов духовно-нравственного воспитания, военно-патриотического, культурного наследия и прочего. Они тесно переплетены между собой, поэтому выделить одно направление сложно. Над осуществлением задумки работали разные параллели классов. Надеемся достойно защищать нашу формулу на республиканском уровне».

Елена Григорьевна рассказала, что главная идея проекта – через совместную деятельность учащихся вызвать чувство милосердия, помочь им почувствовать сопричастность к добрым делам. Подтолкнуть ребят к осознанию того, что мир – это не просто отсутствие войны. Это возможность творить и приносить пользу государству и народу, способствовать развитию городов, сел, строить и создавать своим ответственным трудом. Ведь люди мира умеют ценить настоящее, связывая уроки прошлого, формируя яркие образы будущего. «Мы воспитываем детей на положительных примерах, – подчеркивает директор школы. – Да, надо показывать детям реальную картинку войны: с болью, унижениями, несправедливостью и жестокостью. Это было в нашей истории и должно занять законное место в памяти народа. Но не менее важен и положительный пример перед глазами. Мы сегодня много говорим о геноциде, но чуть меньше – о созидании. А фокус должен быть смещен в сторону мира, добра, милосердия, любви. И в этом, на мой взгляд, основа воспитания детей. Мы стараемся придерживаться этого курса в стенах школы. Значимое достижение – заключенный в конце прошлого года международный договор о сотрудничестве с золотыми миротворцами Российской Федерации. Так, мы наладили контакт с Архангельской областью. К слову, в этом отношении наша школа не имеет равных на Гомельщине: мозырские миротворцы напрямую взаимодействуют с зарубежными творцами добра, перенимают опыт, заряжаются идеями. Уже разработан план совместной работы». Как отмечает Елена Григорьевна, мероприятий не особо много, но это и хорошо: будет время в полной мере реализовать каждою интересную задумку.

Добрые дела окрыляют

Курирует миротворческое движение в средней школе № 5 Ольга Ракицкая. Она стояла у истоков зарождения идеи и сегодня полностью вовлечена в процесс.

Ольга Николаевна делится приятными наблюдениями: «С каждым годом желающих надеть парадную бело-синюю форму миротворцев становится все больше. Это говорит о том, что добрые традиции возрождаются. Ребята с энтузиазмом включаются в процесс. Они уже не просто сторонние наблюдатели, а инициаторы: сами придумывают акции, марафоны, встречи. Решают организационные вопросы, предлагают новые идеи, пробуют и проживают каждый момент всей душой. Для них важно создавать что-то новое, быть первооткрывателями, испытателями. Ощущать, что принесли пользу и поделились добром. А это всегда наполняет изнутри и окрыляет».

Представители отряда миротворцев Анастасия Морозова и Захар Жильский – «в движении» с 5-го класса. Начинали с малого, сейчас активничают фактически каждый день.

«Мы пропагандируем мир и добро танцами, стихами, акциями. Это для меня колоссальный опыт, которым призываю делать добро окружающих», – рассказывает Настя.

Захар одобрительно кивает и делится воспоминаниями о поездке в пункт временного содержания безнадзорных животных на Пхове: «Мы организовали сбор денег и отвезли корм собакам и кошкам. Они были благодарны – это чувствовалось. Важно не оставаться в стороне и помогать бездомным животным».

Интересы парня родители полностью поддерживают. Преемникам миротворческих идей Настя и Захар советуют не стесняться проявлять инициативу, активно участвовать в конкурсах, акциях – это всегда новые знакомства, яркие эмоции и опыт. Важно своими действиями делать мир лучше и добрее.

Ростислав Крылов и Евгения Белько только-только приобщились к общему делу. И стартовали они с участия в крупном проекте – создавали «формулу мира». Впервые надев форму, Ростислав почувствовал еще большее желание помогать людям.

«Вести за собой других – ответственно и приятно. Горжусь, что зовусь миротворцем, – делится эмоциями шестиклассник.

А Евгения рассказывает о трех заветных целях: построить в Мозыре большую и удобную больницу, где будут быстро помогать всем обратившимся; согреть теплом и вниманием всех детей из детских домов; помочь бездомным животным обрести хозяев. Да, эти ребята лишь в начале пути, но у них уже есть большие планы на будущее. Заботиться о нуждающихся, тратить деньги не на конфету, а на корм для котика – из таких поступков вершатся большие добрые дела.

Уголок Памяти в школьных стенах

Развиваясь в миротворческой деятельности, соединяя темы войны и мира, администрация и педагоги школы пришли к мысли создать мини-музейную комнату.

Объединили усилия, подключили активных учеников и родителей – вскоре в СШ № 5 появился свой уголок Памяти. Есть в нем островок, посвященный миротворческой деятельности, который нацеливает школьников на положительные примеры послевоенного времени. Приобщает молодежь к истории руководитель по военно-патриотическому воспитанию Ярослав Савчук. Он убежден, что знаменитые слова военачальника, дважды Героя Советского Союза Константина Рокоссовского «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим» нанесены на стену музейной комнаты не просто так. В них отражается суть идеи: нужно помнить прошлое и созидать мирное будущее.

«Очень увлекает учащихся процесс установления биографических сведений о солдатах, участвовавших в Великой Отечественной войне и войне в Афганистане, – поясняет Ярослав Олегович. – Так мы воспитываем уважение к героическому прошлому белорусского народа. Музейная комната несет огромную историческую ценность. Здесь отражены сила и боль великого народа, прошедшего тропой войны и завоевавшего свободу ценой миллионов жизней. Есть также материалы бывших учеников школы, которые принимали участие в военных действиях в Афганистане. И сегодня на примере этих людей воспитываем мальчиков и девочек, говорим о том, что война – это ужас и страх, что спокойную жизнь нужно беречь, ценить мир и стараться делать так, чтобы он был всегда. Нам удалось собрать достоверную информацию о людях, участвовавших в военных действиях, о жизни в непростое послевоенное время: фотографии, письма, награды, личные вещи. Теперь эти фрагменты истории находятся в мини-музее на видном месте. Школьники приходят, с интересом рассматривают экспонаты, рассказывают друзьям и гостям школы о проделанной работе».

Весточка от друга-незнакомца

Классный руководитель 6 класса Татьяна Толмачева, учитель белорусского языка и литературы, вовлекла ребят в интересный проект «Добрые письма».

Наткнувшись на страничку в соцсетях, она оставила заявку – и белорусские школьники стали участниками интересного российского проекта.

«Меня привлекает всё необычное, интересное, – рассказывает Татьяна Александровна. – Стараюсь, чтобы дети расширяли кругозор. Мы не ограничиваемся учебной программой. В свободное время изучаем что-то новое: уже исследовали свой микрорайон, город. Съездили в Гомель, Минск. Планов много, хочется показать, что мир не ограничивается Мозырем. Поэтому, когда увидела пост российской группы педагогов, где говорилось об акции «Добрые письма», спросила об участии. Заявку быстро одобрили, объяснили условия. Мы их выполнили. В итоге шестиклассники из Екатеринбурга стали нашими друзьями по переписке. Это романтично и трогательно. Ребята понимают, что такие же школьники учатся в другой стране. Я вижу, что современным детям приятно получать письма и посылки, просвечивать конверты, гадая, что в них лежит, фантазировать и придумывать ответные истории. Лайки и смайлики в телефонах – это хорошо. Но намного приятнее держать частичку добра в руках. Будем продолжать писать российским друзьям письма, делиться эмоциями на бумаге, ведь у доброты и милосердия нет границ».

Наталья
КОНДРУСЕВИЧ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: