А что за проезд? Узнали, насколько законопослушны мозырские пассажиры

322

Журналист газеты принял участие в работе группы, направленной на проверку оплаты проезда в городских автобусах как обслуживаемых кондукторами, так и тех, где действует талонная система.

Совесть – лучший контролер

Перед тем, как отправиться в рейд, заместитель директора по перевозкам филиала АП-2 Евгений Ревтович проинформировал, что в ОАО «Гомельоблавтотранс» к поэтапному переходу на бескондукторную систему приступили уже в 2023 году.

Несколько рейсов на такую систему оплаты было переведено в 2023-2024 годах и в автобусном парке № 2. Как пояснила начальник отдела пассажирских перевозок АП-2 Екатерина Савенок, присутствующая в составе рабочей группы, в настоящее время с кондукторами продолжают работать всего только три маршрута – №№ 14, 16 и 18. В производственном процессе в двухсменном режиме задействовано 25 человек. Все остальные автобусы уже переведены на талонную систему работы.

Оплатил и забыл

«На мой взгляд, ничего сложного в этом нет, – присоединяется к разговору контролер пассажирского транспорта ГП «Гомельоблпассажиртранс» Ирина Пархоменко, член нашей команды. – Нужно просто привыкнуть к тому, что если ты собрался воспользоваться услугой городского транспорта, то должен подумать заранее про форму оплаты: это может быть талон, который можно приобрести заранее в киосках «Табакерка», в кассах на автовокзале, у водителя; безналичная оплата по QR-коду, который расположен как снаружи автобуса, так и в салоне через приложение «М-Банкинг» от «Беларусбанка» или с помощью приложения «ОПЛАТИ. Транспорт». Но если собрался приобрести талон у водителя, то должен знать: входить нужно через переднюю дверь и приобретать талоны можно только на остановках».

К проезду – с ответственностью

Рейдовая группа начала работу с утра пораньше, чтобы охватить как можно больше автобусов на линии и пообщаться с пассажирами.

Проверяя плату за проезд, через одну-две остановки пересаживаемся на другой маршрут. За утренние часы мы проехали в автобусах, следующих по маршрутам №№ 2, 5, 9, 19, 21 (без кондуктора) и 14 (с кондуктором). Ни в одном из автобусов не было замечено ажиотажа или чьей-то растерянности из-за неоплаты. Везде наблюдалась спокойная обстановка, пассажиры предъявляли проездные документы, подтверждая свою культуру поведения и гражданскую ответственность.

«Те, кто пользуется определенными маршрутами, уже давно выбрали удобную форму оплаты, чтобы не оказаться в неловкой ситуации, – поясняет нам контролер Ирина Пархоменко. – Поэтому не удивительно, что электронная система и другие альтернативные формы оплаты проезда сегодня интенсивно вытесняют работу кондуктора».

Процесс закономерный

В ходе рейда мы поинтересовались мнением пассажиров: может ли наличие кондуктора в салоне автобуса как-то повлиять на движение или комфорт?

«На скорость никак, потому что за нее несет ответственность водитель, а вот на комфорт – да, – ответили сразу несколько человек, ехавших на работу. – Согласитесь, как нелепо выглядит ситуация, когда в час пик или в летнюю жару нет возможности повернуться, а тут еще надо «расступиться», наступая при этом на ноги друг другу, чтобы дать возможность пройти кондуктору…»

Такие были приведены примеры. А наша рабочая группа не только проверяла оплату проезда, но и прислушивалась к мнениям пассажиров. И характерно, что ни в одном автобусе нам не удалось поймать хотя бы одного «зайца».

Такая ситуация порадовала, так как в этом заключается культура наших граждан, которая заметно повышается, а также то, что переход к новой системе не окажется болезненным для работников, еще задействованных в производственном процессе.

А что по этому поводу говорит руководство?

«В первую очередь, следует заметить, что профессия «кондуктор» в настоящее время себя практически изжила. Если среди людей пенсионного возраста она еще остается востребованной, то среди молодежи нет, – говорит директор филиала АП-2 Александр Морозов. – Очевидно интенсивное внедрение современных технологий, которые стремительно вытесняют эту профессию с экономической точки зрения: предприятию гораздо экономичнее заключить договоры с организациями по продаже талонов и проездных билетов, сделать доплату водителям за их продажу, чем закрывать недостаток вакансий кондукторов. Что касается людей, занятых в этом процессе, то всем, кому по возрасту еще нужна работа, мы оказываем помощь в этом направлении через службу занятости или посредством перевода в другие организации. А при желании человека, имеющего водительские права, можем предоставить возможность переобучения и получения категории «Д», чтобы он смог работать на автобусе в качестве водителя. У нас уже есть такой положительный пример, который заслуживает уважения к женщине за рулем. Опять же процесс перехода к бескондукторной системе – дело не одного дня. Он будет поэтапным и завершится к 2026 году».

Подводя черту…

Наша группа в этот день убедилась, что бескондукторная система сегодня наиболее эффективна на маршрутах с низким пассажиропотоком, чтобы оптимизировать расходы и еще больше внедрить электронные системы оплаты и другие альтернативные способы, призванные полностью заменить кондукторов в будущем.

Что касается оплаты проезда, то следует напомнить, что платить надо ВСЕГДА и ВЕЗДЕ, неважно каким способом. Талоны, кстати, обязательно следует компостировать, в противном случае вы можете оказаться в числе нарушителей.

Кстати, с 1 января 2025 года безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом в размере: от 21 до 42 бел. руб. (ч. 1 ст. 18.28 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

К слову. В подвижном составе АП-2 в настоящее время насчитывается более 140 единиц транспорта, среди них грузовые автомобили. Филиал оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Автопарк планомерно пополняется новой техникой: в 2024 году он увеличился на 16 единиц, в 2025 г. планируется поступление такого же количества новых автобусов. Уже поступили два автобуса марки МАЗ для обслуживания пассажиров на пригородных перевозках, а до конца года ожидается еще 14 единиц транспорта, которые будут задействованы на социальных городских и пригородных перевозках, а два автобуса повышенной комфортности – для обеспечения коммерческих рейсов на международных.

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора и Сергея ШАПОВАЛОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: