На дворе лето – время отпусков, хорошей погоды и сезон для любителей охоты и рыболовства. Чтобы проверить, как граждане соблюдают правила по охране животного и растительного мира, мы отправились на реку Припять вместе со старшими государственными инспекторами Мозырской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Николаем Ильюком и Максимом Китуном.
Цель – предупредить
На улице температура воздуха была больше 30 градусов по Цельсию, а также полное отсутствие тени на воде. При этом сотрудники одеты в куртки, берцы, спасательные жилеты. Отсюда вывод, что работа совсем не легкая, как может показаться на первый взгляд.
Со мной провели инструктаж, на меня надели средства безопасности, и мы отправились в путь. Пока бороздили моторной лодкой синюю гладь воды, Николай Ильюк рассказал, чем занимается инспекция, в зоне ответственности которой – пять районов: Мозырский, Калинковичский, Ельский, Наровлянский, Хойникский.
«Мы осуществляем государственный контроль за ведением рыболовного хозяйства, любительского рыболовства, охотничьего и лесного хозяйства. Сегодня в области нашего внимания и патрулирования находятся так называемые «квотники» – лица, которые осуществляют легальную добычу рыбы с помощью сетей. Они имеют статус индивидуальных предпринимателей и разрешение облисполкома на деятельность по рыбалке таким способом. Им в аренду выделяется часть реки и определенное количество сетей. Сегодня один попался: не заполнил документы на рыбу, которую поймал и перевозил. По этому факту по ч. 4 ст. 16.25, ст. 13.12 Кодекса об административных правонарушениях начаты административные процессы. Нарушителю грозит наказание от предупреждения до штрафа, – вводит меня в курс дела Николай Ильюк. – Также мы следим за соблюдением законодательства в сфере незаконной добычи рыбы запрещенными орудиями рыболовства и хранением у физических лиц таких снастей.
Перечень их широк: это, в первую очередь, сети и сетематериалы, а также мережа, невод, бредень, вентерь, крыга, топтуха и другие. Если находим, то привлекаем к ответственности: за незаконное хранение предусмотрен штраф до 30 базовых величин с конфискацией запрещенных орудий рыболовства, согласно ст. 16.26 Кодекса об административных правонарушениях. Однако лица, добровольно выдавшие орудия, освобождаются от ответственности».К разговору присоединяется Максим Китун. Он дополняет, что по-прежнему актуальным вопросом остается незаконной охота незарегистрированным оружием или запрещенными орудиями, например, петлями. Охота в классическом понимании предполагает, что у животного есть шанс на спасение. Есть охотник и есть предполагаемая добыча. Они находятся приблизительно в равных условиях. А петлю, например, на зайца, не видно, и добыча дичи происходит не гуманным способом, потому что у животного нет возможности убежать.
Некоторые охотники не имеют разрешения на охоту – охотничьих билетов – и продолжают заниматься этим «по-старинке», мол, всю жизнь живу в деревне, всегда так делал. За это законом предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Старшие инспекторы делают оговорку, что их работа в первую очередь направлена на разъяснение гражданам правил законодательства.
«Наша цель не наказать, а предупредить», – говорит Николай Ильюк.
Всё под контролем
Моторная лодка неторопливо шла по воде – инспектирующие вглядывались в каждый метр берега и в следы на воде.
По пути часто встречались лодки с людьми, которые мирно ловили рыбу на удочку, с любопытством поглядывая в нашу сторону. Вот и первая остановка. Внимание привлек рыболов на надувной шлюпке без спасательного жилета. В воде заметили разрешенное орудие рыболовства – экран «телевизора». Как рассказал Николай Вячеславович, «телевизоры» разрешили использовать не так давно. Люди ставят их в затонах и часто забывают. Рыба попадает в ловушку, люди не забирают, и она пропадает. «Телевизор» достали из воды, замерили рулеткой. Размеры соответствуют норме: метр на полтора с шагом ячейки не более 30 миллиметров. Одному человеку допустимо иметь два «телевизора». С мужчиной провели профилактическую беседу о необходимости быть в спасательном жилете. Гражданин оказался законопослушным. Пока мы делали круг, он надел жилет.
Инспекторы говорят, что реку Припять часто называют белорусской Амазонкой: широкие берега, затоны, много поворотов и извилин, озера – спрятаться есть где, и за всем вроде как на первый взгляд не уследишь. И здесь на помощь приходит хорошая техническая база: на «вооружении» имеются тепловизоры, бинокли, камеры с большим приближением, фотоловушки, радиостанции, пистолеты и автомат.
Причалили к берегу и запустили квадрокоптер, который показывает обстановку в нескольких километрах в округе.
«Сегодня рыбаки примерные. Нарушителей нет», – констатирует факт Максим Китун.
Возвращаясь назад, обратила внимание, что на берегу много девушек с удочками. Николай мое наблюдение подтвердил: слабый пол наравне с мужчинами действительно часто увлекается рыбалкой.
«Возможно, кому-то она заменяет сеансы медитации, а кто-то просто хочет побыть на природе и отдохнуть от каждодневной суеты. Главное, думать не только о себе, но и о сохранности окружающей среды для нас и следующих поколений», – резюмировал Николай Ильюк.
Людмила ЛИПНИЦКАЯ
Фото автора