Вся наша жизнь – кино… А вот плохое оно или хорошее – решать только нам. Причем мы сами главные сценаристы, пишущие каждый свой день. Да, возможно, это звучит слишком высокопарно, но с такой мыслью я невольно столкнулась на ежегодном Манхеттенском фестивале короткометражного кино.
Если честно, то поход в кинотеатр всегда воспринимала как развлечение. Что уж греха таить, часто ли вы задумываетесь о бытие и своих поступках после киносеанса? Это скорее исключение, чем правило. Помню, в студенческие годы на семинарах по кинокритике преподаватель часто показывал нам фильмы из разряда артхаус. Скажем, «кино не для всех» заходило тоже не каждому. И я частенько бывала в числе тех, кто с недовольством причмокивал при просмотре очередной картины. Мол, ну что здесь важного, что именно должно меня зацепить? Разбирать артхаусные фильмы по косточкам – дело не из простых. Но именно эти занятия научили нас смотреть глубже лежащего на поверхности сюжета.
Почему я начала с артхауса? Наверное, потому, что короткие метры так же не собирают залы зрителей. И очень зря. Пока не увидишь эти мини-истории своими глазами, не поймешь всю их прелесть.
Откуда ноги растут
Манхэттенский фестиваль среди новомодных киноконкурсов – старичок. Ему уже 12 лет. Причем его основатель Николас Мейсон и подумать не мог, что кинопоказ в кругу друзей станет международным конкурсом. Просто однажды Николас решил показать короткометражные фильмы товарищей на одной из улиц Манхеттена, установив экран на свой грузовик. Затея оказалась настолько интересной, что следующий просмотр коротких метров уже прошел на одной из главных площадей Манхэттена – Юнион-сквер. Сегодня масштабы фестиваля впечатляют: он объединил вокруг себя 200 тысяч зрителей из 250 городов на 6 континентах.
«Одна неделя – один мир – один фестиваль» – главный слоган конкурса, в котором заключена основная мысль создателя: кинофестиваль должен объединить зрителей по всему миру и открыть новых талантливых режиссеров. К слову, победителя определяют именно зрители, отдающие в конце просмотра свой голос за определенный метр и главного актера.
Каждая короткометражка раскрывает одну грань жизни. Это может быть ситуация и поведение в ней героя, может быть что-то абсурдное и вымышленное, а может быть и вовсе мультфильм, который просто заставит улыбнуться.
В этом году на суд зрителей вынесли 9 коротких метров, которые за три дня успели найти почитателей. Правда, в Мозыре их оказалось совсем немного. Со мной в зале было человек 12. Но из года в год на фестиваль идут, пожалуй, самые преданные ценители кинематографа. Об этом можно судить по беседам до начала сеанса. С одной стороны девушка эмоционально рассказывала парню, что на четвертом фильме о собаке все плачут и особо сентиментальным лучше выйти. С другой – подруги, которые каждый фестиваль ждут с нетерпением. В общем, времяпрепровождение на любителя. Но мне хватило одного раза, чтобы понять, что в числе этих самых любителей окажусь и я. Эмоционально сюжеты просто выворачивают наизнанку. И это их главная изюминка.
«Безопасное пространство»
Пятиминутный фильм австралийского режиссера, который, на первый взгляд, носит абсурдный характер. В неуютном сыром помещении двое следователей допрашивают свидетеля. Казалось бы, ничего из ряда вон выходящего. Однако в допросе участвуют не только люди, но и неприятные, громкие, вызывающие отвращение и дискомфорт, звуки. Еще до начала мини-фильма его улыбчивый автор говорит, что самый кайф демонстрировать свои творения именно на большом экране, где ощущаешь каждый звук. Но во время демонстрации короткого метра улыбка сползает со всех лиц. Возможно, мысль, которую должен раскрыть фильм, понять сложно. Но вот прочувствовать настроение можно сполна.
«Палочка»
Короткий метр из Финляндии. Казалось бы, все довольно просто: в незатейливом сюжете затрагивается тема детско-родительских отношений. С одной стороны девочка, которая хочет собаку, с другой – родители, которые против. Конфликт не нов, но папа находит компромисс: будешь выгуливать палочку две недели, тогда купим питомца. И только лишь глядя на маленькую девочку, исправно гуляющую с палочкой, понимаешь, что дело-то совсем не в собаке. В то время, пока родители ежедневно скандалят, ребенок делится со своей палочкой, как с близким другом, самыми сокровенными мыслями: «Мне все равно, с кем я останусь после развода, но тебя никогда не брошу». Это одна из первых короткометражек, затронувшая самые глубокие чувства.
«Экзамен»
Фильм, затрагивающий не самый простой момент жизни молодых иранцев – наркоторговлю. Несмотря на жесткие порядки, установленные исламом, отец настойчиво просит дочь, спешащую на школьный экзамен, занести очередной пакет продавцу. Не дождавшись встречи, девушка убежала в школу. На этом бы все и закончилось, если бы не
серьезный контроль в учебном заведении. Чтобы не попасться во время проверки рюкзаков, девушка проглатывает пакет с наркотиком, после чего оказывается на волосок от смерти. Этот короткий метр цепляет. Причем тем, что ты вместе с героиней каждой клеточкой ощущаешь эту мучительную безысходность и дикий страх от беззащитности. Сюжет получился очень сильным.
«Прости меня, пес»
Эта картина российского режиссера вызвала у публики двоякие чувства. В отзывах на фестиваль многие написали, что это одна из самых слабых актерских и режиссерских работ в этом году. Но поднимаемая тема заставила прослезиться даже мужскую часть зрителей. Сюжет завязан на встрече душ умирающего хозяина и уже почившего пса, брошенного мужчиной. Диалог, дополненный историей гибели собаки, оказался душераздирающим, а вот финал воодушевил: выживший мужчина берет с улицы щенка, называя его именем старого мохнатого друга. В общем, фильм действительно взял только игрой на чувствах. И немудрено, потому что любовь к животным – одна из вечных тем.
«Белый глаз»
Кинокартина из Израиля, заставившая не на шутку задуматься. Сюжет прост, но красноречив. На протяжении 20 минут парень пытается забрать недавно украденный у него велосипед, на который он наткнулся на одной из улиц города. Узнав, что велосипед теперь в собственности у нелегально работающего в Израиле мужчины из Африки, хозяин называет оппонента вором и требует вернуть его вещь. На первых минутах очень сочувствуешь герою, но затем наступает небольшой ступор: оказывается, что мужчина не вор, он просто купил велосипед с рук задешево, ведь ему нужно возить маленькую дочь в сад в другой конец города. Но уже поздно. Милиция забирает горе-покупателя для депортации. В этот момент в очередной раз приходит осознание, что судить людей по внешним или духовным признакам – последнее дело. Герой тоже это понимает, поэтому от отчаяния ломает злосчастный велосипед.
«Наклейка»
Довольно душещипательный фильм из Северной Македонии, повествующий о душевных терзаниях отца, который в силу семейных обстоятельств редко видит дочь и никак не может попасть на ее школьный концерт. А дело в том, что у него просрочена наклейка техосмотра на автомобиль. И незадача в том, что в дорожной службе они закончились, и ехать приходится на свой страх и риск быть пойманным. В машине у мужчины лошадка – подарок ребенку, который в сюжете сыграл особую роль. Когда сотрудник дорожно-постовой службы остановил машину, предложив закрыть глаза на просроченную наклейку в обмен на лошадь, мужчина, уже прошедший в этот день через физическое насилие из-за техосмотра, просто звереет. Угнав полицейскую машину, мужчина все же встречается с дочерью. И в этот момент сердце зрителя начинает б
«Два мальчика»
Эта американская короткометражка вызывает смешанные чувства. Затрагиваемая тема – как красная тряпка для большей половины современного общества: нетерпимость к людям сексуальных меньшинств. Стоит ли говорить, что в фильме показана именно травля, которая довела до летального исхода. В основе сюжета – безответная любовь школьника к своему товарищу и переживания, доводящие до отчаяния. Эта картина заставляет по-новому посмотреть на проблему непринятия обществом, пересмотреть свое отношение к этому вопросу.
«Подарок»
Самый длинный фильм, весь сюжет которого кричит: «Человеку нужна свобода». Причем во всех ее проявлениях. Сюжет основан на запрете свободного передвижения в Палестине. В двух словах описать происходящее на экране сложно, потому что в 24 минутах заключены такие душевные переживания героя, которые можно только прочувствовать вместе с ним: от желания увидеть в военных на контрольно-пропускных пунктах простых людей до разрывающего отчаяния от чувства несправедливости. Еще больше короткий метр цепляет тем, что в нем показаны и чувства маленькой дочери героя, на глазах у которой разворачиваются события. Фильм заставляет по-новому посмотреть на обыденные вещи, заново оценить тот объем свободы, который находится в твоем распоряжении.
«Маэстро»
«Это шедевр!», – послышались в зале восторженные возгласы, когда на экране появился двухминутный мультик. И вроде бы в нем ничего особенного. Просто хор лесных обитателей задорно исполняет музыкальную композицию. Но среди тяжелых сюжетных линий – это был глоток свежего воздуха, позитив, поправивший душевное равновесие. Наверное, так и в жизни: нам просто иногда нужно замедлить свой бег, чтобы запастись приятными эмоциями для дальнейшего пути.
Короткометражное кино – особый вид искусства. Здесь поднимаются общечеловеческие темы, остаться равнодушным к которым просто невозможно. И Манхэттенский фестиваль – это глоток тех эмоций, которых в нашей жизни не достает. Это возможность пересмотреть свое отношение к некоторым житейским ситуациям, чему-то научиться и просто скрасить свой день. Для меня этот фестиваль стал настоящим открытием и вдохновил на несколько новых тем для публикаций. Все фильмы сегодня есть в свободном доступе в сети интернет.
Что ж, думаю, вы, дорогие читатели, тоже с удовольствием посмотрите на талантливые работы молодых режиссеров и оцените их по достоинству.
Александра КИРИНСКАЯ.