Историю любого города украшают легенды и тайны. Мозырь не исключение

1805

Рассказывая в одном из номеров газеты «Жыццё Палесся» о своей работе в качестве экскурсовода компании «Беларустурист», Вениамин Александрович Трегуб упомянул несколько интересных фактов из насыщенной историческими событиями жизни нашего города.

Усадьба Кеневичей. Самое старое здание Мозыря.

От первого лица

– Гостей Мозыря, да и самих мозырян, увлекает история о том, что от Свято-Михайловского собора идет тоннель в Юровичский монастырь, – делится с нами Вениамин Александрович. – Самое интересное, что в некоторых исторических документах сведения о тоннеле, пусть и не в Юровичи, присутствуют – «на тот берег реки…»

Были в истории города и трагикомические моменты. Раньше на месте фонтана, что на площади Ленина возле книжного магазина, стоял двухэтажный жилой дом. Когда его сносили, то в котловане нашли несколько красивых бутылок, оттиск – 1803 год, запечатанные и с содержимым. Естественная реакция нашего человека: в такой красивой таре может быть только дорогое вино для дворян! Оказалось – уксус, причем он там был изначально… Кстати, пару бутылок можно и сегодня увидеть в городском музее.

Старая застройка напротив универмага «Лебедь».

Как и положено до 1956 года, стоял в городе памятник Сталину, причем в полный рост, по народным поверьям – из бронзы. Возвышался он напротив Полесского облисполкома, потом его перенесли в парк немного дальше и правее от сегодняшнего памятника Ленину. Но в итоге сняли и, опять же по легенде, закопали где-то на территории Мозырского района. Вполне может быть, потому что известен случай, как в одном из мозырских колхозов во время посевной из земли извлекли бюст Сталина (украшение каждой организации). Разве что памятник, по моему мнению, скорее всего захоронили в одном из оврагов.

К сожалению, куда меньше повезло памятнику героям гражданской войны за стадионом «Спартак» – уникальная трехфигурная композиция. По одной из версий, его в середине 90-х годов забрали в Минск на реставрацию и в итоге не вернули, но, скорее всего, правы местные жители – украли на металлолом…

Это было, было… Памятник героям гражданской войны.

Многие места, связанные с событиями Великой Отечественной войны, еще ждут своих исследователей. В Мозыре жили пленные немцы – лагерь находился в районе бывшей фабрики «Прима» по производству фанеры. Во время войны предприятие разрушили и больше не восстанавливали – корпуса снесли, торчали только остова. В 1947 году на этом месте появилось ремесленное училище, известное мозырянам как ГПТУ № 68 строителей. По разным версиям, умерших немцев хоронили в овраге за автовокзалом и на пустыре по обе стороны железнодорожного моста на станции Мозырь. Отношение сразу после войны к ним было, скажем так, неоднозначное, поэтому места никак не обозначались, хотя предложения от немецкой стороны поступали.

Есть и такая легенда, как «могила генерала», про нее мало кто говорит. Был серьезный бой с партизанами, в ходе которого были убиты немецкий генерал и его адъютант. В Германию их почему-то не повезли, решили похоронить на месте, в Мозыре, примерно перед воротами, что на подъеме на улицу Дзержинского. Но эксгумацию до сих пор никто не проводил, и немцы с таким запросом не обращались, хотя подпольщики указывали, что они видели факт похорон – положено было убедиться, что задание выполнено. Есть и другие тайны, но их время пока не пришло…

Легенды среди нас

От себя добавим, что история о «могиле немецкого генерала» не выглядит такой уж фантастической, если вспомнить, что в прошлом году в Смоленске поисковики обнаружили захоронение генерала наполеоновской армии Этьена Гюдена. Сегодня это городской сад, но тогда – еще не остывшее поле боя.

Вспомнив свои прогулки по городу и беседы с интересными людьми, можем добавить и свои истории в городскую копилку. Три года назад накануне Дня железнодорожника с репортажем приехали на станцию Пхов, отметим, это исторически первая станция Мозырщины с 1913 года – для обеспечения строительства и обслуживания будущего железнодорожного моста, самого длинного в Беларуси. Начальник станции Игорь Юрьевич Шаров, Царствие ему небесное, рассказывая о требованиях к дисциплине железнодорожников, которые и в мирное время неспроста носят погоны, привел пример, как в 30-е годы прошлого века, не отличавшиеся особым гуманизмом, несколько рабочих станции за невыполнение указания начальства были расстреляны у ближайшего забора. И не придерешься – не выполнили боевую задачу, каковой являлась работа на железной дороге в те далекие годы.

Сегодня на станции Пхов останавливаются только короткие пригородные поезда, хотя железнодорожная платформа для пассажиров тянется на 172 метра. Невольный исторический памятник известному для старожилов пассажирскому поезду «Житомир–Барановичи», который приходил утром на станцию Калинковичи, где одна половина состава отправлялась в сторону Украины, а другая – в Житковичи. А вечером в Калинковичах вагоны снова собирались в один поезд, который 280 километров до столицы преодолевал за 7 часов.

…Давно уже не пугают друг друга и детей в духе страшилок из пионерлагерного фольклора о тенях и призраках в некоторых домах на улице Пушкина. Впрочем, у этих историй есть материальное подкрепление – раньше она называлась Кладбищенская. В районе СШ № 7 находилось православное кладбище, на месте ДК «Строитель» – польское, а в районе лицея – еврейское. Когда шла реконструкция этой части города, родственникам разрешили перенести останки на другие кладбища. Неизбежные легенды о «черных копателях» и «несметных богатствах» в могилах ничем не подтверждаются. Да и люди в этой части города живут как-то без страхов и комплексов, что их дома, возможно, возведены «на костях».

Кстати, о польском следе в истории Мозыря. Несколько деревень в наших краях считались «польскими» не потому, что там жили этнические поляки – просто местные жители были католиками, поэтому их для простоты объяснения так и определяли.

Мы рассказывали, что в минской гостинице, когда там останавливался всемирно известный тренер Моуриньо, догадались сделать соответствующую табличку, хотя в целом пребывание известных людей в наших краях больше известно по рассказам. Как и печальная история культового для белорусских болельщиков футболиста Александра Прокопенко, который год проходил лечение в мозырском ЛТП на ул. Ленинской. Даже и не сообразишь, какую тут табличку придумать…

Тот самый ЛТП.

Кстати, кто-нибудь может подсказать, в каком доме жил наш известный земляк, музыкант Михаил Финберг? Ведь еще живы люди, которые с ним учились вместе. Совсем скоро сольется с городом деревня Наровчизна, как когда-то Телепуны, Новики и другие, но в этом крохотном населенном пункте родились два Героя Советского Союза – Михаил Муравьёв и Михаил Борисов.

Другая интересная тема – «раньше и теперь». Вызывающий сложную гамму чувств у молодых парней, а также их родителей военкомат расположен на месте костела, который в 1934 году сожгла молния. А на месте кинотеатра «Мир» и танцплощадки в парке были городские школы.

Здесь раньше был костел…

Пишем историю вместе

Мы коснулись только малознакомых фактов, известных в основном по рассказам, но почти не отраженным на бумажных носителях и в интернете. Поэтому будем рады, если наши читатели поделятся с нами своими интересными воспоминаниями, которыми можно по-настоящему удивить и заинтриговать гостей нашего города.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: