От креативного мышления дизайнера, умения видеть перспективу зависит если не всё, то очень многое.
Ежегодно в Мозырский район за первым опытом едут сотни молодых людей. В 2019 году свои первые рабочие места на предприятиях и в организациях Мозырщины получили 406 молодых специалистов, в 2020 году – 416. Каждый раз от общения с молодыми специалистами испытываешь массу положительной энергии. Особенно если они смотрят на мир без лишних иллюзий, полны энтузиазма и желания развиваться в своей профессии. Сегодня по доброй традиции у нас именно такой собеседник – креативно мыслящий, энергичный, целеустремленный.
Мы беседуем о профессиональном самоопределении, моде и о том, чего точно нельзя бояться на первом рабочем месте, – выражении своего мнения, – с молодым специалистом ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» Алисой Викторовной Костиной.
Образование – процесс непрерывный
Алиса по специальности – модельер-конструктор. Родом девушка из Светлогорска, конструированию и технологии швейных изделий училась на своей родине, в Светлогорском государственном индустриальном колледже. С августа 2020 года работает в отделе маркетинга, ее должность звучит так – художник-дизайнер. Такой специалист на фабрике один.
– Я модельер-конструктор женской верхней одежды, моя спецификация –женские костюмы, пальто, платья, – говорит она. – На деле же столкнулась и с мужским, и с детским ассортиментом. Конечно же, мы изучали особенности материалов и конструирования разнообразной одежды, но во многом детально, признаюсь, пришлось разбираться уже здесь, на производстве. Тот факт, что бренд фабрики – именно мужская сорочка, и она по грубым подсчетам занимает половину производственного объема, скажу честно, прибавляет ответственности. Моя учеба продолжилась… Благо, что вокруг меня специалисты, которые всегда готовы помочь и подсказать. Если же говорить о нашем отделе конкретнее, нас всего 4: молодые, творческие, быстрые на подъем. Многому учусь у своих коллег, уверена, что та информация, которая пусть и не относится к моему делу напрямую, обязательно пригодится в дальнейшем. Благодарна своему непосредственному руководителю Оксане Витальевне Штыховой за понимание и поддержку.
Вот еще нюанс: все, чему меня учили в колледже, в основном настроено на индивидуальный пошив. А здесь – массовое производство. Это совсем иной ритм и расклад. Как на фабриках разрабатываются лекала, строится технологическая карта, проходили только в теории. Практиковались же в мастерских: шили на заказчика или на себя. Портной, снимая мерки с клиента, составляет его психологический портрет – нужно, чтобы изделие соответствовало человеку. Изделие должно сесть на фигуру, все размерные характеристики подбираются индивидуально. А для массового производства покупатель обезличен… Поэтому, работая над эскизом, задаю в первую очередь вопрос себе: а я надену такое платье? а мама? подруга? знакомая?
Все конструкции строятся на типовую фигуру. Как известно, в каждой стране она своя. К примеру, фигура европеек отличается от азиаток или американок, есть отличия и между белорусками и россиянками – специалисты это знают. Наша фабрика, к слову, ориентируется на вторую полнотную группу для девушек, это когда разница в объеме между бедрами и грудью 8 сантиметров. Но это устаревший стандарт. По-современному – 4 сантиметра. Ввиду этого многое хочется изменить – назрела необходимость.
К тому же необходимо учитывать мнения многих специалистов: сможем ли мы продать, будет ли востребовано? В творчестве стало много маркетинга. К сожалению или к счастью?
Но факт остается фактом: работая над очередными эскизами, я вынуждена учитывать всё, что слышу от наших аналитиков. Иначе многое будет проделано впустую, а работать «в стол» малоэффективно, да и неинтересно.
Так решил дизайнер…
– Очень плотно работаю с экспериментальным цехом. Именно там воплощаются все мои идеи. Рада, что удалось найти общий язык с конструкторами, закройщиками, портными, технологами – со всеми, кто имеет отношение к воплощению в реальность моих идей, – рассказывает Алиса Костина. – На этот год идет разработка сразу трех коллекций: мужской, детской, женской. Уже прошел художественный совет, на котором представляла свои эскизы. В данный момент они в экспериментальном цехе. Следующий этап – худсовет, на котором будут представлены уже готовые изделия. Из них отберут образцы для массового производства.
Открою секрет: в коллекциях сделан акцент на использование новых материалов. Так был закуплен фабрикой инновационный лен с применением вискозы. Преимуществ много: он мягче, меньше мнется, лучше драпируется, дешевле – покупатели оценят. Могу точно сказать, что коллекции станут чуть ярче, особенно школьная. Очень хочется, чтобы деловой стиль одежды стал чуть веселее, одевая детей в «черно-белое» и «серое», родители и педагоги рискуют. Нейтральность может перерасти в безразличие и скуку. Многие недооценивают силу цветов, и зря. Некоторые оттенки, например, легко снимают усталость или поднимают настроение. При выборе детской одежды старайтесь подбирать вещи, в которых не слишком много белого цвета. Малышам в такой одежде будет скучно. В детской одежде, безусловно, могут присутствовать серые, синие, черные тона, но нужно помнить, что они не должны преобладать.
Мозырские модницы будут рады: разрабатываются новинки из эко-кожи.
В топе модных трендов – одежда из кожи и заменителя
В 2021 году мода на кожаные изделия набирает обороты. Внутри тренда можно выделить несколько основных направлений. Первое – это ретро и винтаж, приталенные модели, разнофактурные сочетания, выпуклая кожа рептилий.
Второе направление – брутальный стиль. Слегка агрессивные образы в черных кожаных брюках и шортах в сочетании с выцветшими растянутыми футболками.
К третьей группе можно отнести женственные модели. Платья четкой формы с минималистичным верхом и пышной юбкой из кожи выглядят очень женственно и совершенно не банально.
Наблюдая за триумфом свободных и удобных вещей, мы с уверенностью можем утверждать, что в 2021 году модная одежда непременно должна быть комфортной. То есть, подбирая для себя новое стильное платье, вы можете сделать ставку на непринужденный свободный крой. Словом, стильная одежда ни в коем случае не должна стеснять движений модницы и доставлять ей дискомфорт. Оверсайз по-прежнему актуален.
Одним из важнейших течений современной моды считается стилистика минимализма, в которой балом правит лаконичность дизайна и понятный крой. Минимум декора, максимум чистого эстетичного цвета – вот девиз актуальных минималистичных ансамблей в 2021-м. Маленькая подсказка: такие образы наиболее актуально выдерживать в стильном монохроме.
Помимо женственных и романтичных платьев в ассортименте новинок также будут представлены модели в спортивном стиле.
Стоит в первую очередь упомянуть прозрачные фактуры. Примечательно, что многие дизайнеры предпочли использовать столь изящный материал с декором из вышивки или в многослойных ансамблях.
Модные цвета 2021 года – безупречный серый и ярко-желтый, которые пришли на смену синему – цвету 2020 года.
– Актуальны в этом году будут также, – подытоживает Алиса Костина, – яркие и насыщенные цвета: небесный, солнечный, глубокий синий, зеленый, коралловый, освежающий ментоловый и фуксия. Живите ярко!
Ольга АРДАШЕВА. Фото автора.