Людмила Липницкая: «Что это было?»

64

После почти двух недель войны между Ираном и Израилем Ближний Восток оказался в шаге от катастрофы.

Напомним, что США рано утром 22 июня нанесли удар по подземному иранскому ядерному объекту в Фордо. Результатом стала резко изменившаяся динамика конфликта. Через сутки Иран нанес ответный ракетный удар по американской авиабазе Аль-Удейд в Катаре, ключевом пункте военного присутствия США в зоне Персидского залива. Хотя все ракеты были успешно перехвачены, сам факт атаки на крупнейшую американскую базу стал откровенным дерзким сигналом: Исламская Республика готова к прямому военному столкновению.

Таким образом, Иран продемонстрировал способность отвечать на внешнюю агрессию. Это стало тревожным сигналом как для США, так и для Израиля.

Справедливости ради следует отметить, что Тегеран за несколько часов до удара по Аль-Удейду передал Вашингтону через посредников информацию о времени и целях предстоящего удара, что позволило США избежать потерь. Почти одновременно Тегеран уведомил Вашингтон через закрытые каналы, что последующих атак не будет.

И тем не менее это стало новой точкой отсчета. Администрация США заявила о готовности к возобновлению дипломатического диалога. Президент США связался с премьер-министром Израиля и, получив согласие на прекращение огня, при условии прекращения обстрелов со стороны Ирана, инициировал процесс политического урегулирования.

Этот этап противостояния между Ираном, Израилем и США не привел к победе ни одной из сторон, но показал уязвимость каждого из участников. Несмотря на массированные удары и попытки подчинить Тегеран, основные стратегические цели Израиля и США достигнуты в полной мере не были. Ядерная программа Ирана сохранилась, запасы обогащенного урана не уничтожены, а инфраструктура ракетной программы продолжает функционировать.

Израильская система противовоздушной обороны при всей ее технологической насыщенности не смогла полностью защитить страну от шквальных ракетных атак. США, в свою очередь, не добились капитуляции Ирана, но и фактически отступили от своей первоначальной линии: Тегеран не подписал ни одного нового соглашения.

Иранская сторона также понесла серьезные потери: провал разведывательных служб, слабость ВВС и систем ПВО, значительный урон экономике, энергетике и промышленной инфраструктуре. Таким образом, констатируют международные политические аналитики, ни один из ключевых персонажей не достиг своих целей. Все стороны сделали шаг назад. Скорее всего, конфликт войдет в латентную фазу, в которой удары и контрудары будут продолжаться эпизодически.

Однако есть опасения, что нынешняя война стала прологом к более затяжному противостоянию, в котором ставка будет не на ограниченные цели, а на ликвидацию политических моделей друг друга.
А пока перед нами хрупкое равновесие, в любой момент готовое вновь перерасти в огонь. Восток – дело не только тонкое, но и горячее.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: