Кандидат исторических наук Сергей Телепень – о западном сценарии для Ирана

360

Сергей Телепень, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин МГПУ им. И. П. Шамякина:

– Ситуация в Иране сегодня представляет собой классический пример того, что в геополитическом лексиконе все чаще называют «гибридной войной». На фоне внутренних социально-экономических вызовов страна оказывается в эпицентре масштабного внешнего давления, цель которого – дестабилизация суверенного государства и изменение регионального баланса сил.

Коллективный Запад, используя экономические санкции, провоцируя протестные настроения через неправительственные организации и цифровые платформы, последовательно «раскачивает» ситуацию. Под предлогом защиты прав человека и демократических ценностей реализуется стратегия «управляемого хаоса», конечная цель которой – ослабление, расчленение и ограбление богатого нефтью Ирана, этого независимого регионального игрока и противника тлетворного влияния Запада.

Как точно отметил Президент Александр Лукашенко, характеризуя современную мировую повестку, происходящее можно назвать «бешенством». Это бешенство системного порядка: элита «золотого миллиарда» не способна смириться с ситуацией, когда такие страны, как Иран, пытаются отстаивать свой путь развития. Силовое давление, цветные революции, пропагандистские кампании – всё это инструменты, от которых Запад, очевидно, не может отказаться по отношению к миру, находящемуся за пределами «райского сада» Жозепа Борреля.

При этом внутренние проблемы Ирана, среди которых – вызванные санкциями Запада экономические трудности, реальны и требуют внимания руководства страны. Однако США и Израиль искусственно нагнетают напряжение. Опираясь на пятую колонну в лице прозападной прослойки крупных городов, они препятствуют конструктивному диалогу внутри общества, информационно и финансово подпитывая уличное противостояние, угрожая нанесением ударов по силам правопорядка. Знакомая тактика «партнеров», не правда ли?

Урок последних десятилетий показывает, что за «цветными революциями» редко следует народовластие или процветание. Чаще мы видим разрушение государственности, гражданскую войну, гуманитарную катастрофу и установление внешнего управления. Сирия, Ливия, Ирак – наглядный пример такой траектории. Иран, с его глубокой историей и традиционными институтами, понимает эти риски и стремится противостоять дестабилизации, защищая свой суверенитет.

Сегодня, как никогда, важно отличать искренние стремления народа к улучшению жизни от искусственно сконструированных и управляемых извне кризисов. Успех Ирана в преодолении текущих вызовов будет зависеть не только от жесткости силовых структур, но и от способности власти к гибкому диалогу с обществом, проведению ответственных реформ и нейтрализации внешнего деструктивного вмешательства. Региональная стабильность во многом зависит от того, удастся ли древней цивилизации сохранить внутренний баланс, не став ещё одной жертвой геополитического «бешенства», охватившего мир.

Не сотвори себе коуча. Ольга Ардашева – об инфоцыганах


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: