СШ № 7 г.Мозыря: мы работаем над реализацией проекта по внедрению методик ранней профориентации

Профориентация – с шестого класса,
интерес к учебе – с первого

В Мозыре работает 14 средних школ и одна гимназия им.Я.Купалы. Чем выделяется школа №7? Об этом в фоторепортаже корреспондента газеты «Жыццё Палесся».

В 2014 году по всей Беларуси закрылись учебно-производственные комбинаты. Теперь не проблема получить профессионально-техническое образование в специальных учреждениях – лицеях, а значит, необходимость в УПК отпала – к такому выводу пришли руководители сферы образования республики. А средняя школа №7 г. Мозыря тем интересна, что с ее подачи бывший учебно-производственный комбинат «модернизировали». Теперь учебно-производственные мастерские находятся на балансе школы №7. Благодаря им около 200 старшеклассников Мозыря и района получили возможность пройти интересные и полезные курсы.

Наш собеседник – директор средней школы №7 Владимир Васильевич Хомутовский. В прошлом он возглавлял мозырский городской УПК. Свой личный опыт работы решил применить во благо «осиротевших» учебно-производственных мастерских. Они находятся за чертой города, на территории бывшего районного УПК. Но расстояние не стало помехой. Ныне и городские, и козенские учащиеся после школы посещают занятия на четырех профессиональных курсах: «Водитель категории С», «Визажист», «Парикмахер», «Дизайнер одежды».

Учебно-производственные мастерские работают во вторую смену – занятия в них начинаются в 15.00 и продолжаются 2-3 часа. Занимаются учащиеся бесплатно – разве что ребята, которые учатся на водителя, оплачивают бензин.

– Первое время о наших учебно-производственных мастерских мало кто знал, потому учащихся на курсах было немного, – рассказывает директор. – Но мы провели широкую рекламную кампанию: приходили в школы, рассказывали детям о том, что у нас можно получить хорошую специальность, будет интересно, а по окончании учебы еще и сертификат выдается. Многие заинтересовались. Так что сегодня недостатка в учащихся нет: в мастерских занимаются 199 ребят. На специальностях «Визажист», «Парикмахер», «Дизайнер одежды» – все учащиеся девушки, специальность «Водитель категории С» в основном выбирают парни, хотя и здесь есть несколько девчат.

Чем особенно хороши курсы, так это тем, что они помогают юному поколению определиться с будущей профессией, подчеркивает Владимир Васильевич. Кто-то захочет продолжать обучение по выбранной специальности в профессиональном лицее, колледже или вузе. Кто-то выберет другую профессию, но специальность, полученная на занятиях в мастерских, будет полезной в жизни.

– Вот вам пример: наши ученицы – старшеклассницы, не успеешь оглянуться, нужно будет готовиться к выпускным вечерам. Я думаю, женщинам не открою Америку, когда скажу, что услуги парикмахера и визажиста сейчас обходятся недешево. А так наши девчонки, парикмахеры и визажисты, друг другу сделают праздничные прически и макияж. Дизайнеры одежды, может быть, даже захотят сами себе платья сшить, – улыбается Владимир Хомутовский. – Так что польза очевидна.

Как отмечает он, в планах пригласить на обучение и ребят из сельской местности. Пока такую возможность имеют только козенские школьники и школьники из ближайших к Козенкам деревень. Чтобы сельские ребята могли заниматься в мастерских, нужно организовать их целенаправленный подвоз. Но это пока планы, так же как и расширение спектра специальностей. Молодым сельчанам предложат не только уже имеющиеся курсы, но и новые, сельскохозяйственного профиля. Это не случайно, так как очень многие деревенские ребята выбирают для себя сельскохозяйственные профессии.

К слову, профессиональной ориентацией учащихся в школе занимаются углубленно. Елена Николаевна Холодович, заместитель директора по учебной работе, рассказывает:

Заместитель директора по учебной работе Елена Николаевна Холодович.

– Уже второй год мы трудимся над реализацией проекта по внедрению методик ранней профориентации: проект рассчитан на учащихся 6-9 классов. Предъявляем высокие требования к своей работе. Самое главное – высокий профессионализм, желание трудиться и любовь к детям. Все это в совокупности и дает результаты, которых мы добиваемся за последний год. А еще – комфортные условия работы. Если администрация, профсоюз, педагогический коллектив работают вместе, тогда и результаты видны, и есть желание работать у самих педагогов.

– За что вы любите своих учеников? – решаю сбавить официальный тон беседы.

– А разве детей любят за что-то? Их любят просто так. За то, что они есть, – весело отвечает Елена Николаевна.

Надо заметить, что проф-ориентационный проект школы – не единственный повод для встречи. По результатам работы за прошлый год СШ №7 заняла 6 место среди учреждений среднего образования района.

Учитель истории и обществоведения Алла Николаевна Речиц работает над повышением учебно-познавательной компетенции школьников при помощи логико-смысловых моделей. Эта методика дает хорошие результаты, многие ученики Аллы Николаевны могут похвастаться высокими баллами на централизованном тестировании.

Учитель истории и обществоведения Алла Николаевна Речиц.

Так же, как и ученики Татьяны Владимировны Середы, учителя русского языка и литературы. А еще некоторое время назад школа имела иностранно-языковой уклон. «Наши молодые учителя-лингвисты обещали мне вывести школу на такой уровень, чтобы даже выше прежнего», – знакомит нас в учительской директор. Кстати, иностранных языков в школе три: английский, немецкий и французский.

Михаил Валерьевич Серебряников занимается с ребятами в учебно-производственных мастерских на курсах «Водитель категории С».

Самым ярким моментом нашего репортажа стало знакомство с юными футболистами – членами школьной команды по мини-футболу. Ребята недавно вернулись с республиканского чемпионата среди школьных команд, где заняли II место. Это очень важная награда для ребят. Некоторые из них посещают дополнительно занятия в спортивной школе, они в резерве городской футбольной команды «Славия-Мозырь».

Школьная команда по мини-футболу, и, между прочим, призеры чемпионата республики среди школьных команд (отметим, что команда не в полном составе, а только те ребята, которые на момент нашего визита были в школе: часть команды занимается во вторую смену. – Авт.)

– Родители даже просят, чтобы мы поменьше отпускали их на соревнования, – делится заместитель директора. – Но для этих ребят футбол – практически спасение.

Большая часть команды – «трудные подростки», и, действительно, легко представить, каким благом для них является спорт как способ приложить свою неуемную энергию. Когда делали общее фото, было заметно, что ребята очень гордятся своим занятием и своими достижениями. Им по 11-13 лет, но они выстраиваются рядом, обнявшись за плечи так, как это делают взрослые титулованные футболисты для какого-нибудь известного спортивного журнала, и становится совершенно ясно, что это настоящая сплоченная команда. Затем мы пробуем еще несколько вариантов фотопозирования, включая фото снизу.

Всеобщее веселье перерастает в баловство, которое прервал директор Владимир Васильевич. «Будете так делать – лишу всех званий», – строго, с нажимом говорит он. Ребята, кажется, поняли без лишних вопросов.

– Это потому, что я их последними днями слишком много хвалил. Хвалить, конечно, всех школьников нужно обязательно. Но футболистов – умеренно, чтобы дисциплину держали, – смеется директор.

Урок у Татьяны Александровны Савчиц, учителя немецкого и английского языков.

* * *

Седьмая школа – одна из старейших в городе. Начала работу еще до войны, а после освобождения города школе выделили небольшое здание там, где оно находится и поныне. Его со временем перестроили и укрупнили, что дало школе необычную планировку, а также «старую» и «новую» часть, как в расположенном неподалеку главном корпусе Мозырского педагогического университета.

На уроке математики снова блистает Григорий Бараболя, победитель третьего этапа республиканской олимпиады по этому предмету.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото автора и из архива школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *