Все потому, что вы в кедах?

Ольга АРДАШЕВА: «Почему многие современные дети ленивы и не ценят чужой труд? Потому что избалованы донельзя. У них нет никаких обязанностей, за которые бы они отвечали. Ждите время собирать камни…»

Асфальтированная площадка возле мини-рынка по ул. Интернациональной редко бывает безлюдной. Особенно летом здесь, в сквере, россыпь разновозрастных детишек, порой кажется, что даже всем и места не хватает. Ребятню с мелками, с самокатами, велосипедами и роликами сменяют другие – скейтеры. Что и говорить, здесь отличный спот – на их сленге это место катания на скейтборде, являющееся общественным. В межсезонье такой активности нет. Тем не менее следы пребывания здесь людей активных, спортивных, а в своей компании наверняка претендующих на роль шутников и балагуров находятся. Я о сношенных кедах, забрасываемых на провода. А теперь еще и на деревья – прогуливаясь мимо, буквально на днях «любовалась» украшенной таким образом липой.

Месяц или больше назад, завидя «бусы» из старой обуви на электропроводах (5 пар!), сообщила о них в «Горсвет» – участок «Мозырского райжилкомхоза». А вдруг какой-нибудь сердобольный человек попытался бы снять их самостоятельно? До трагедии – один шаг. Специалисты приехали буквально через час – сняли. А уже вечером того же дня подростки накинули их снова…

Не хочется рассуждать о шутках, добрых и не очень, и о том, что от повесничества, необъяснимого легкомыслия могли пострадать люди, которые наверняка пожелали бы сделать, «как лучше». И о том, что над одним и тем же не смеются дважды. Не буду и уточнять, сколько стоит час работы электромонтера, а их на вызов наверняка выезжало несколько… Родился другой риторический вопрос. Почему дети не ценят или обесценивают труд других? И что, собственно, с этим делать?

Пример из нашей жизни. У отца – три ребенка школьного и один детсадовского возраста, старший сын поступил в вуз. Так уж случилось, что семья осталась без мамы, и все заботы по дому легли на отцовские плечи. Каждый раз, когда слушаешь, как им живется-можется, не могу сдержаться: почему не договориться и распределить всю нагрузку по ведению дома поровну? Например, один пылесосит и борщ варит, второй пол моет и пыль вытирает, третий гладит белье и занимается грязной посудой, четвертый идет в магазин за продуктами. Или, скажем, можно график дежурств организовать: сегодня я главный хозяин, завтра – ты. Но дети считают ниже своего достоинства помогать отцу. «Посуду мыть? Вот еще! Какая гадость!» Мужчина рассказывает, что пробовал и «премировать» за домашний труд, но 1-2 рубля оказались «не деньгами»… Как тут объяснить, что выносить мусор, полоскаться в мыльной воде, чистить картошку, убираться за кошкой, которую, кстати, дети привели сами, это совсем не стыдно. Стыдно этого не делать!

На Республиканском педсовете этого года Глава государства сетовал на недостаток часов трудового обучения: «Нынешний молодой человек, подросток не понимает, что такое электрическая розетка, электрическая лампочка, а девочка-подросток не умеет пуговицу пришить. А ведь в наше время этому учили. Почему вы сейчас не учите этому детей? …Мной неодно-кратно давались поручения: наполнить шестой школьный день, усилить работу с семьей, приобщить детей к труду».

Ничего не имею против развлекательных мероприятий, которые проводятся в белорусских школах в шестой день. Это действительно занимает. А, если говорить о последнем, о труде, приобщить к нему ведь тоже можно разными способами. Зимой, например, порой видишь странную картину: территорию возле школ, детских садов, аптек и многих-многих других зданий очищают от снежной навалы только уборщики. Оно и верно, скажут специалисты по охране труда. Но что стоит собраться 5-10 старшеклассникам, чтобы сделать работу 1 человека? Только организуйте. Для всех ребят, уверена, такой урок труда будет полезнее любого другого. А плюсов много: свежий воздух, хорошая компания, и, как результат, непроходимых дорожек, которые так портят настроение в непогоду, станет куда меньше. Или вот: возле каждой школы наверняка живут одинокие или одиноко проживающие люди. О помощи типа вскопать огород, побелить садовые деревья, заклеить окна, подрезать деревья они никогда не просят: будут стараться потихоньку справляться со своими делами сами, однако всегда готовы ее принять. Но кто предлагает?.. Чем помощь, не урок доброты и милосердия?

Уверена, что людей, чья молодость, детство пришлись на пору расцвета Союза, часто гложет ностальгия. После распада СССР мы многое потеряли, в том числе и радость от простого сельского труда на свежем воздухе, роскошь человеческого общения при этом. Это и первая любовь, и дружба, и красота природы, и ощущение нужности и ответственности: тогда ведь как, «надо – значит надо!». …Наверняка поездка «на картошку (свеклу, морковь)» или сбор яблок, а то и камней с колхозных полей у современных подростков вызвала бы шок. Зато запомнилась бы навсегда и многому бы научила. Городских детей, наверное, в первую очередь, тому, что свекла растет не на деревьях…

А начинается все с семьи. Почему многие современные дети ленивы и не ценят чужой труд? Потому что избалованы донельзя. У них нет никаких обязанностей, за которые бы они отвечали.

Вспомнилось глубокое изречение: не надо бояться, что дети нас не слышат – надо бояться того, что они за нами внимательно наблюдают и всему учатся на нашем примере, и хорошему, и плохому. Трудитесь вместе со своими детками, это облагораживает и объединяет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *