К нам едет ревизор? – Не может быть!..

В настоящее время в Комитет государственного контроля поступает информация в отношении проведения работниками общественных объединений и иных организаций мероприятий, направленных на поиск потенциальных клиентов для прохождения платных обучающих курсов и семинаров. Как не попасть «на крючок» незаконных «ревизоров» и как защитить свои права? На эти и другие вопросы мы попросили дать разъяснения начальника отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Марию ЩЕРБИН.

— Мария Николаевна, с какой целью работники общественных организаций проводят мониторинги объектов торговли?

— Такие мероприятия они проводят целенаправленно для выявления товаров с истекшим сроком годности и в случае обнаружения взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях и передачи ее в уполномоченные органы понуждают продавцов, иных работников торговых объектов подписывать договоры на участие в проводимых ими платных семинарах.

— Но ведь это же незаконно?

— Более чем. В ряде случаев, по имеющейся информации,  просроченные товары были просто «подброшены» либо специально изъяты с прилавков, пока время реализации их еще не истекло, и предъявлены продавцам после его истечения.

— А какие функции на них возложены на самом деле?

— В соответствии с уставами основные задачи деятельности таких организаций, как ООО «Потребительский экспресс», ООО «Потребительская поддержка» и других заключаются в осуществлении мониторинга соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, выявление фактов нарушений и направление указанной информации в уполномоченные государственные органы.

— Значит, они не имеют права проводить какие-либо проверки?

— Совершенно верно. Они не имеют права проверять, ни тем более вносить информацию о проведении «внеплановых проверок» в книги учета проверок.

— На кого возложены обязанности осуществления контроля?

— В соответствии с подстрочным примечанием 1 к п.  Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 под контролирующими органами понимаются государственные органы, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля. Общественные объединения и организации контролирующими органами не являются, а проведение ими проверок и мониторингов является неправомерным.

— На что должны направляться усилия государственных
контролирующих органов и общественных объединений в сфере торговли?

— В соответствии с п. 6 Положения № 702 основными задачами Министерства антимонопольного регулирования и торговли является проведение работы по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничество с общественными объединениями по защите прав потребителей; обобщение и анализ практики применения законодательства в области торговли, о защите прав потребителей и в установленном порядке внесение в Совет Министров Республики Беларусь предложений о его совершенствовании; координация деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования торговли, защиты прав потребителей; осуществление контроля за соблюдением законодательства в области торговли, защиты прав потребителей. При этом согласно
п. 11 Положения для всестороннего обсуждения проблем в области торговли, защиты прав потребителей и выработке предложений, рекомендаций по их решению в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли могут создаваться комиссии и группы. Согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают меры по защите прав потребителей, создают условия для обеспечения граждан услугами торговли, обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления.

— Что нужно делать, чтобы защитить работу торговых объектов от незаконных проверок и навязанных «договоров»?

— Знать свои права и держать ситуацию под
контролем. В случае навязывания незаконных сделок или проведения необоснованных проверок, с учетом того, что на сегодня контрольная деятельность либерализирована, за консультацией и принятием мер следует обращаться в отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома.

От автора

В пору вспомнить Н. В. Гоголя с его бессмертным произведением «Ревизор». Вот только совсем не обязательно уподобляться его героям (особенно принимающим случайного гостя с распростертыми руками). А тем более, когда совесть чиста. Все должно быть сугубо в рамках законодательства!

Наталья КОНОПЛИЧ, Александр СОЛОДКОВ (фото).