Учитель!  Перед именем твоим  позволь смиренно  преклонить колени…

Вечно будет земля вашим трудом красива

Ну вот и дождались: нынче каждое утро украшено белыми бантиками девчонок, строгими костюмами мальчишек, веселым детским гомоном и живым, звонким ребячьим ручейком, стекающимся к одному – главному сейчас месту – зданию школы. Конечно же, за всем этим стоит новый учебный год, который время свое всегда отсчитывает с 1 сентября. И вот уже второй месяц спешат за парты все ваши воспитанники, учителя, – от первоклашек до выпускников. А  педагоги, несмотря на опыт, знания ежедневно с волнением входят в класс и произносят магическую,  – на все времена! – фразу: «Начнем наш урок. Сегодня мы рассмотрим…»

В  начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила. Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу.

Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена.

Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним».

Учительница второго класса писала о нем: «Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью».

Учительница третьего класса отметила: «Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил. Но его отец не проявляет к нему интереса, и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять».

Учительница четвертого класса записала: «Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе».

После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой. Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть.

Но учительница подавила смех в классе, воскликнув:

– О, какой красивый браслет! – и, отрыв флакон, побрызгала немного духов на запястье.

В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал:

– Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама.

Когда он ушел, она долго плакала. С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику и начала учить детей добру, принципам, сочувствию.

Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни. И чем больше его мотивировала учительница, тем лучше он отвечал. В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников.

Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по-настоящему она ценила и любила только его. Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь.

Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни.

Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни.

Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни.

Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась.

В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме. Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах.

– Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого.

Учительница со слезами на глазах ответила:

– Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой.

Для чего я об этом написала? Для того, чтобы сказать: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Преклонить за самый главный урок жизни – быть человеком, ибо добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем. Преклонить за то, что, повзрослев и став мудрее, мы оставляем в сердце то, что никакие житейские «цунами» не смоют волнами забвения. Оставляем в сердце то, что ни иссушит самый жаркий градус по Цельсию в памяти. Оставляем в сердце то, что не поддается даже расслаб-
ляющему душу теплому южному ветру сирокко…

О чем я? Да о самой великой памяти на земле – об учителях, которые нас сделали настоящими людьми, посеяли в сердцах наших семена веры, надежды и любви – не только познания света!Тех, кто вместе с нами переживал всю сложность и трудность написания первого и самого главного слога судьбы – я, Родина, мама… Тех, кто вместе с нами – который уже раз! – поднимался тернистой дорогой к знаниям. К вершине интеллектуального Олимпа. Тех, кто жил нашей гиперболической жизнью, принимая ее и понимая, что Ее Величество Судьба расставит однажды все по своим местам: Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Это они, наши учителя, исправляя ошибки в тетрадках, просили небо быть милостивым к другим, куда более сложным ошибкам своих воспитанников – жизненным. А мы, такие бесшабашные в своем юношеском максимализме, и не думали даже о том, что сердца наших учителей очень переживают за нас. Вот их неслышная молитва: идите по жизни, не оступаясь, не падая! И, когда учителя услышат крепкие, уверенные шаги своих воспитанников, они узнают: достигнута их главная жизненная цель.

С таким чувством, уверена – сердце отдаю детям! – совершают свое высочайшее таинство погружения в науку, ведут тернистой дорогой своих мальчишек и девчонок к открытию абсолютной истины, а, значит, по большому счету, содействуют становлению дальнейшего алгоритма их жизни – учителя, о которых я сейчас скажу. Назову не всех – их, конечно, гораздо больше в городе и районе, но это только укрепляет уверенность в том, насколько счастливы те дети, которым повезло встретить своего Учителя… Свои наилучшие пожелания – пусть будет и дальше так же хорошо то, что вы делаете для своих воспитанников сегодня, я адресую вам, Ирина Владимировна Алисейко, учителю химии гимназии им. Я. Купалы, Ларисе Ивановне Кравченко, учителю белорусского языка и литературы СШ № 14, Дмитрию Борисовичу Зарецкому, учителю обществоведения СШ № 15, Сергею Владимировичу Филовцу, учителю математики СШ № 8, Виктории Михайловне Пивоваровой, заместителю директора по учебной работе СШ № 1, Татьяне Валентиновне Круковской, учителю начальных классов СШ № 9, Анне Николаевне Запотылок, учителю информатики СШ № 7, Татьяне Владимировне Соломоновой, учителю начальных классов СШ № 15, Наталье Николаевне Бирковской, учителю начальных классов СШ № 11, Ольге Дмитриевне Муркиной, учителю музыки СШ № 13, Валентине Владимировне Ткач, учителю английского языка Козенской СШ, Татьяне Сергеевне Гуриной, учителю истории СШ № 7, Карине Степановне Бауэр, учителю истории Прудковской СШ, Ольге Григорьевне Нестереня, учителю русского языка и литературы СШ № 8, Оксане Васильевне Кудрицкой, учителю немецкого языка СШ № 6, Виталию Владимировичу Рудаку, учителю истории Скрыгаловской СШ и др.

Говорят, что Господь дал человеку два колена не случайно: одно – для того, чтобы преклонить его перед врачом, а другое – перед своим учителем. Самой мудреной науке жизни – быть прекрасным человеком на земле – не научишься ни в каких книжках, если рядом не будет живого примера столь высокого человеческого сана – Личности Учителя. Именно таким патетическим, лапидарным слогом говорю я о педагогах от Бога, руководителях, капитанах на мостике корабля! «Пусть сбудется то, что желает сердце настоящего Учителя!», – говорю я вам, Оксана Михайловна Ковалькова, директор СШ № 16, вам, Ольга  Алексеевна Хомутовская, директор СШ № 9, вам, Елена Владимировна Прибыщук, директор СШ № 14, вам, Сергей Вячеславович Троян, директор СШ
№ 15, вам, Константин Иванович Хомутовский, директор СШ № 12, вам, Василий Васильевич Пархоменко, директор СШ № 6, вам, Михаил Михайлович Ранчинский, директор гимназии им. Я.Купалы, вам, Елена Валериевна Пилипончик, директор СШ № 2, вам, Владимир Васильевич Хомутовский, директор СШ № 7, вам, Нина Федоровна Перепечина, директор СШ № 1, вам,  Елена Григорьевна Неред, директор СШ № 5 и др.

Трудясь с важностью и размышлением над образованием духа и сердца учеников своих, будете купно и своему духу доставлять новые преимущества. Стараясь других сделать мудрее, сами будете становиться мудрее; стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении. Помните учительницу шестого класса, о которой я рассказала в начале материала? Ибо самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для учеников является учитель. Какое огромное влияние оказывает он на сердце и душу ребенка, могу сказать на собственном примере. Мои школьные годы давным-давно откатились за годы и гуды, а мне и по сей день помнится чистый и светлый  облик первой моей учительницы. Я, семилетняя девочка, ни свет, ни заря срывалась с постели и опрометью мчалась с тяжелым портфелем в руках за реку, на другой ее бережок… Там жила моя учительница. Я бежала по узкому мостику, разделяющему село на две части. Бежала и в студеный январь, и в развилистый март…  Бежала, несмотря на запреты родителей, на то, что хотелось спать, что дорога к дому учительницы была не близка. Я входила в ее дом, и Зоя Ивановна угощала меня вкусными блинами из печи. И чаем. А потом мы шли через бурлящие воды, устлавшие мостик, и моя учительница крепко держала мою маленькую руку в своей… И сейчас держит. В памяти моей. Навсегда в памяти. Да, никогда не изменится сама суть этой великой профессии – Учителя, квинтэссенцию которой составляет, на мой взгляд, одно: учить быть личностью. Велик тот учитель, у кого добрый нрав. Мудрый тот учитель, кто терпелив. Разумен тот учитель, кто постигает новое, лелея старое. Ибо воспитание – это все. Персик был когда-то горьким миндалем… И потому я который раз говорю: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»

Как писал Роберт Рождественский, «вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого – стать. В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле. Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!»

Наедине с Учителем  была Лариса ЧЕРНАЯ,

отличник печати Республики Беларусь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *