Что общего у Nestle, Unilever, Knorr, Gallina Blanca, Lay’s’, Estrella и других мировых брендов? Соль высшего качества от «Мозырьсоль»

1268

Признаемся, что до этого визита на предприятие мы снисходительно относились к такому понятию, как «качество соли». В отличие от мясо-молочного производства, например, не требуется холодильное оборудование, хранится может долго практически в любых условиях. А еще мозырские солевики – монополисты: только они производят выварочную соль в Беларуси, поэтому им вроде как просто — можно особо не тратиться на качество своей продукции, «и так купят».

Начальник центральной лаборатории Наталия Викторовна ГУГЛЁВА и начальник бюро управления качеством Ватслава Михайловна ПЕТРОВА терпеливо, но настойчиво наставили нас на путь истинный в вопросах качества и безопасности соли, произведенной на ОАО «Мозырьсоль».

— Почему определенная категория потребителей предпочитает использовать в домашнем хозяйстве для приготовления пищи каменную соль?

В. М. Петрова: «Это скорее всего стереотип, определенная пищевая привычка, свойственная людям старшего поколения. Люди привыкли к употреблению каменной соли, ведь во времена СССР в нашей республике выварочная соль начала производиться лишь c 1982 года. Наш завод уже 35 лет производит поваренную пищевую выварочную соль сорта экстра, за это время наша продукция нашла своих потребителей и занимает лидирующее положение на рынках Республики Беларусь и Российской Федерации.

Потребитель имеет право выбора, но чтобы убедиться в своих предпочтениях любой может провести нехитрый эксперимент: растворить в стакане воды ложку соли экстра и ложку каменной соли, чтобы наглядно убедиться, сколько посторонних примесей содержит именно каменная соль.

В соли, произведенной на нашем предприятии, отсутствуют посторонние примеси, ее особенность – высокая степень чистоты (содержание основного вещества, хлорида натрия, не менее 99,5 %), в полном соответствии с одним из наших лозунгов «Мы дарим Вам чистоту кристалла нашей соли».

Наша соль является идеальным сырьем не только для производства пищевых продуктов, но и для промышленных отраслей».

— Каким образом удается обеспечить стабильность качества соли и других видов продукции?

В. М. Петрова: «В настоящее время в ОАО «Мозырьсоль» обеспечено функционирование системы менеджмента качества, которая внедрена с 2000 года, распространяется на все виды продукции и соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001, что ежегодно подтверждается результатами сертификационных и наблюдательных аудитов, проводимых международными Органами по сертификации.

В 2018 году осуществлен переход на новую версию международного стандарта ISO 9001 от 2015 года, до этого были сертифицированы по версии 2008 года. Одним из требований нового стандарта ISO 9001 является внедрение риск-ориентированного подхода, который дает возможность разработать свою уникальную гибкую стратегию, которая изменяется и приспосабливается к условиям как внешней, так и внутренней среды с учетом глобальных и локальных экономических, рыночных и социальных тенденций.

Системный менеджмент полностью включает в себя работу всего предприятия, всех структур. Говоря проще, наше качество – это не только качество продукта, но и качество выполненных работ и осуществления любой деятельности, чтобы в итоге потребитель получил безопасный качественный продукт.

Обеспечение пищевой безопасности является основной задачей, предъявляемой как со стороны потребителей, так и со стороны государства. Потребители продукции ОАО «Мозырьсоль» на регулярной основе проводят аудиты с целью оценки предприятия в качестве поставщика. В период с 2013 по 2018 год аудиты проводились крупными корпорациями – производителями пищевых продуктов известных брендов: KRAFT FOODS, Procter & Gamble, «ЭФКО», Heinz, ЗАО «Рускан» ( ROYAL CANIN Russia), Nestle, «Русский Бейклс», ООО «Рекитт Бенкизер», Российская Федерация; «Савушкин продукт», Республика Беларусь; сетью ресторанов быстрого питания МакДональдс, группой компаний розничной торговли «Дикси», РФ. По заключению всех проведенных аудитов ОАО «Мозырьсоль» одобрено как поставщик качественной и безопасной продукции, стабильный и надежный партнер».

— Чему уделяется особое внимание при аудите?

В. М. Петрова: «Проверяют абсолютно всё! Есть стандарты, система менеджмента качества, требования, поэтому в поле зрения политика, цели, ответственность, ресурсы – по всем пунктам все технологические процессы проходят всесторонний анализ. Как проходили и соблюдались при этом требования и нормы, были ли отклонения, какие предприняты корректирующие действия для устранения, ведение документации. Изучается каждый этап: от обучения персонала до отгрузки продукции потребителю».

— Можно ввести самые передовые стандарты, а работник просто не вымоет руки, потому что не приучен еще родителями. Как минимизируется человеческий фактор?

Н. В. Гуглёва: «От этой проблемы уйти довольно сложно в любой сфере, несмотря на то, что системы менеджмента качества у нас внедрены и сертифицированы более 15 лет. Роль человеческого фактора снижается постоянным обучением, инструктажами, разъяснениями; вовлечением каждого сотрудника в системы менеджмента через повышение его заинтересованности в конечном результате. Работа с людьми – это постоянный непрерывающийся процесс: рассказать, объяснить, показать… Это большой комплекс мероприятий, для того чтобы каждый в итоге понимал свою миссию на предприятии, осознавал свою роль в обеспечении качества. Основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы, но большое значение имеет также премирование за высокое качество, штрафные санкции за брак, социальные и моральные меры поощрения.

Конечно, бывают и несоответствия, но главный момент состоит в том, чтобы ни одно нарушение не оставалось незамеченным. Выявление каких-либо несоответствий необходимо расценивать как хороший знак — возможность совершенствоваться и определить корневые причины обнаруженных проблем, разработать адекватные корректирующие действия с детальным анализом. Система менеджмента качества — это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции и повысить удовлетворенность потребителя. Когда система выстроена, и она работает, то сбои бывают очень редко».

— В заводской иерархии какое место занимают ваши структуры?

В. М. Петрова: «Очень важный момент: центральная лаборатория и бюро управления качеством подчиняются непосредственно генеральному директору, т.е. нет аффилированных лиц, которые могли бы влиять на системы менеджмента. И все решения наших служб имеют силу приказа и обязательны к исполнению всеми. Один из принципов менеджмента, и в стандарте ISO 9001 от 2015 года на это сделан больший акцент: увеличена лидерская роль руководителя в системе менеджмента качества. Если первое лицо предприятия сам безукоризненно выполняет все требования, а система менеджмента пищевой безопасности предписывает определенные правила поведения для всех, от гендиректора до работника, который ухаживает за территорией, то только тогда можно с полным основанием требовать соблюдения всех обязательных норм от остальных.

Наше руководство стоит во главе деятельности, поддерживает, позволяет системе менеджмента развиваться, ставит перед нами новые задачи. Последняя из них – внедрение системы «Халяль» (экологически чистый продукт, произведенный в соответствии с исламскими нормами: овощи не содержат нитратов, мясные изделия – канцерогенов и генетически модифицированных ингредиентов, йогурт и творог — консервантов, искусственных усилителей вкуса и цвета. — Прим.авт.)».

— Насколько мы застрахованы от появления некачественной продукции?

Н. В. Гуглёва: «Ответственность за безопасность и качество продовольственной продукции лежит на производителе. Действующие на нашем предприятии системы качества предусматривают многоуровневый контроль абсолютно на всех стадиях производства: начиная с проверки качества сырья и материалов и заканчивая контролем соответствия готовой продукции нормативным параметрам. Эффективная система контроля качества позволяет осуществлять целенаправленные и своевременные действия и предупреждать малейшие отклонения от заданных параметров.

Основная функция центральной лаборатории — контроль показателей качества по каждому отдельному виду продукции (проведение всех необходимых испытаний). В процессе контроля происходит сопоставление полученных результатов качества с запланированными. Для обеспечения выпуска продукции высокого качества на нашем предприятии постоянно повышается уровень технической оснащенности, многие технологические процессы автоматизированы или их автоматизация запланирована в будущем, механизм управления качеством продукции постоянно совершенствуется.

Система контроля начинается от качества рассола, от полученных в лаборатории результатов зависит ведение технологического процесса очистки рассолов от механических примесей, солей кальция и магния, по итогам наших данных, технологи делают необходимые корректировки. Текущий контроль налажен таким образом, что появление на выходе некачественной продукции практически исключено. Разработанные системы контроля направлены на упреждение возможных отклонений, предупреждение возможных рисков, их своевременное выявление и минимизацию негативных последствий.

Для нас качество — это главное конкурентное преимущество, имиджевая характеристика».

В. М. Петрова: «Часто приходится слышать о желании посетить ОАО «Мозырьсоль» с экскурсией в рамках промышленного туризма. Но в случае сользавода это не так просто. Конечно, мы расскажем об истории предприятия, производстве, познакомим с нашей продукцией, проведем по территории. Посещение же производственных цехов, в которых производится пищевая продукция крайне нежелательно с точки зрения пищевой безопасности, так как она базируется на гигиене и соблюдении определенных правил поведения.

На новых предприятиях специально спроектированы галереи для гостей, но специалисты ОАО «Мозырьсоль», не выходя на производство, могут для гостей нарисовать реальную картину происходящих в данный момент в подразделениях процессов.
Так что гостям на предприятии всегда рады, есть в планах проведение мероприятий для школьников в рамках профориентации, но не в ущерб пищевой безопасности».

Вместо заключения
Поделимся с читателями простым наблюдением: генеральный директор сам соблюдает правила промышленной санитарии, личным примером демонстрируя лидерство и приверженность руководства в отношении соблюдения установленных на предприятии требований.

Правила на ОАО «Мозырьсоль» одинаковы для всех без исключений. В том числе и поэтому продукция получается только высшего качества. ОАО «Мозырьсоль» в 2018 году в пятый раз (2001, 2004, 2007, 2012) получило диплом лауреата конкурса Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, это высшая в Республике Беларусь награда за качество.
Коллектив предприятия гордится и дорожит своими достижениями и связывает свое будущее с будущим своего предприятия.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: