Учитель молодой или с опытом – кого лучше слышно?

Принято считать, что истина рождается в споре.

На этот раз юные корреспонденты решили в проверенной форме выяснить, с каким педагогом – молодым или опытным – легче наладить учебный процесс. Тема, надо сказать, актуальная и волнующая. Посмотрим, что глаголет истина устами подростков…

Елена Мазанович:

«Молодо – зелено», – говорит народная мудрость, и, наверно, этим все сказано. Молодой – значит неопытный, неприспособленный, не умеющий, непонимающий, недостаточно компетентный и т.д. Но так ли это на самом деле?»

Быть молодым – это одно, а быть специалистом – совсем другое. Для начала, давайте разберемся с самим понятием «специалист». Это человек, обладающий знаниями и навыками в какой-нибудь отрасли производства, науки, искусства и т.п. Самим определением мы отвергаем все значения, кроме одного – «неопытный». От этого клейма на первых порах ни один молодой специалист не избавится.

Такова реальность – пока не набил руку (в нашем случае, голову), не жди высокой оценки. И многие молодые педагоги, надо сказать, не особо жаждут идти долгим путем. Хотят всего и сразу. Но так не бывает. Но у них в запасе есть и козыри – легкая и быстрая обучаемость, мобильность, активная позиция, гибкость, жизнелюбие и профессиональный азарт.

Откуда я это знаю? Все просто: каждый день наблюдаю со стороны, как продвигаются по нелегкому педагогическому пути мама и сестра. Они сердцем выбрали эту профессию и достойно преодолевают выпадающие испытания. Но курс не меняют (за это я ими особенно горжусь).

Итак, вернемся к теме. Из личного опыта скажу, что работать с молодым педагогом легче и комфортнее. Небольшая возрастная разница, как ни крути, дает положительный эффект: учителя интересно слушать, находишься с ним «на одной волне», нет ощущения пропасти, разделяющей интересы. Молодой педагог хорошо чувствует настроение класса, может разделить мнение или поддержать современную тему. За ним хочется следить, прислушиваться и даже подражать.

У молодых педагогов нет достаточного опыта, зато есть интересные формы работы. «Сиди и слушай» сегодня не работают. Эффективнее материал усваивать с интерактивной доски или медиа-презентации.

Очевидный факт – молодые специалисты подходят к изучению и изложению предмета более творчески и с энтузиазмом. Это помогает заинтересовать учащихся, увлечь за собой. К тому же, педагог владеет новыми технологиями и последними достижениями педагогики и психологии. Благодаря этому создаются благоприятные условия для развития способностей детей в разных видах деятельности.

Ясно одно, возраст не главный критерий уровня педагогических способностей. Всё зависит от личности специалиста – хороший учитель не перестает развиваться и совершенствоваться. И всегда открыт к передаче знаний другим. А вообще, сколько людей, столько и мнений – ответить на вопрос «какой учитель лучше» однозначно невозможно. Школьники, по моим наблюдениям, больше тянутся к молодым специалистам. С ними проще общаться, они креативны и готовы больше времени уделять ученикам. Хотя, и с этим найдутся желающие поспорить…

Кристина Зайцева:

«И я, пожалуй, Елена, как раз это сейчас и сделаю. Аргументы в пользу молодых учителей убедительны. Но у опытного педагога также найдется несколько козырей в рукаве».

Во-первых, с годами учитель приобретает необходимые профессиональные навыки, о которых в книгах не написано. А если и написано, то пользы от этого мало. Нужно «набить своих шишек», чтобы понять, что ученик – это не товарищ и ровня, а объект процесса обучения. А как раз-таки молодые специалисты грешат тем, что заводят панибратские отношения с учащимися и ставят отметки не за знания, а за «привет, как дела?» Это видно невооруженным глазом. И вот у меня лично сразу пропадает желание учиться, ведь это ни на что особо не влияет. Чего нельзя сказать об опытных учителях – здесь без стараний десятку не выловишь…

Второй момент – дисциплина. У опытного педагога на уроке, как правило, тишина и сосредоточенность. Ведь мы, приходя в класс, уже знаем требования учителя: шумишь – к доске, отвлекаешься – к доске, достал телефон – к доске… От такого напора голова кругом. Но требовательность, признаюсь, идет на
пользу.

Третий пункт – база знаний. В процессе работы учитель все меньше заглядывает в конспект и все больше говорит от себя, объясняет материал, который сам хорошо усвоил и переработал. Его интересно слушать. А молодого педагога иной раз слушать не хочется: смотрит в книгу и, кажется, сам мало что понимает. А после требует от нас правильных ответов. Но как это, скажите, возможно?

Не будем списывать со счетов и такой момент, как призвание. Истиной любовью к профессии, надо сказать, молодые педагоги не особо отличаются. Поэтому и не задерживаются в школах надолго: отработали и до свидания! А такое отношение в работе, разумеется, сказывается на качестве процесса обучения.

Что касается психологии. В этой теме педагог с опытом, возможно, разбирается даже лучше, чем новоиспеченный. Почему? У него за плечами помимо теории большой запас практики. Из нее выводы делаются и запоминаются куда быстрее. Как говорят сами учителя, с годами становишься опытным психологом – видишь способности каждого ученика, чувствуешь его переживания и знаешь, как себя мудро повести в той или иной ситуации. К тому же, педагоги регулярно повышают квалификацию, совершенствуются. Поэтому с ними работать куда продуктивнее и приятнее.

Есть у нас в школе учитель математики. Она – яркий представитель опытных педагогов. Признаться, я на нее в основном и ровняюсь, описывая преимущества старожилов профессии. Так вот, есть у Ирины Анатольевны (так зовут любимую многими учительницу) несколько интересных «фишек», которые очень помогают организовывать работу и облегчить изучение материала. Например, мы ведем памятки: записываем в специально отведенной тетради важные формулы, правила, теоремы и т.д. Скажу прямо – тетрадь-спасение получается! Знания систематизируются и закрепляются. Очень помогает в работе. И таких «примочек» у педагогов со стажем предостаточно.

Еще один немаловажный факт – учителям в силу опыта легче готовить детей к экзаменам. Они могут дать дельный практический совет, натолкнуть на мысль, успокоить просто взглядом или кивком. Они будто «чувствуют» тебя, молча переживают те же эмоции и чувства. При этом не переходят грани и не выделяют «любимчиков». Всегда знаешь, что на опытного педагога можно положиться, доверяешь ему целиком и следуешь предложенным путем, не раздумывая. Вот это, наверное, и есть сила педагогического мастерства. Таких бы учителей побольше, в том числе, среди молодых.

На мой взгляд…

Дмитрий КУЛИК:

Тема, затронутая очаровательными девушками, интересная и неоднозначная, поскольку всегда был уверен в том, что красота мира состоит в его многообразии: есть розы, но есть и лютики – и те, и другие радуют глаз.

И свободное посещение в школе, которое так любят требовать иные продвинутые школьники с их родителями, должно, на мой взгляд, состоять не в принципе «хочу – хожу, хочу – не хожу», а именно что иметь возможность выбора учителя, у которого учиться: молодого или опытного, строгого или снисходительного.

Каждый сегодняшний с большим стажем опытный учитель когда-то пришел в школу молодым специалистом. И свой опыт приобретал не один год методом проб и ошибок. По секрету скажу, что совсем уже замечательные учителя приобретают этот опыт до сих пор. И каждый вырабатывал свой стиль работы – строгий, демократический, авторитарный, артистический и много других вариантов. Поэтому, вслед за Маяковским, можно провозгласить: больше учителей – хороших и разных! Ведь в школе, по большому счету, учатся не только наукам, но и как взаимодействовать с различными людьми.

На мой взгляд, не совсем верно считать опытного учителя априори строгим и требовательным, а молодого – добрым и снисходительным. Как не вижу и драмы в том, что у кого-то авторитарный стиль работы – если он приносит результаты и пользуется успехом и спросом, то имеет полное право на существование. Но и необходимо терпение к поискам своих пути и методов работы у молодых специалистов, естественно, под чутким руководством старших товарищей. Поэтому не спешил бы с упреками в их адрес, если у них что-то пока идет не так хорошо, как нам хотелось бы. Интересное мнение о дисциплине, которой добиваются опытные педагоги и не владеют начинающие учителя. Невольно вспоминается такая точка зрения из смежной сферы, что «Дисциплина — искусство внушать солдатам больше страха перед офицерами, чем перед врагом». В нашем случае – бояться провиниться перед учителем, и настоящее внимание не может быть пассивным – оно всегда активно. Поэтому умение заставить сидеть тихо я бы не ставил в заслугу.

Все-таки общение с людьми, а педагогика состоит из этого на 101 %, самая сложная работа, которой нельзя однажды научиться раз и навсегда. И молодежь привносит в жизнь школы некую особую энергию, чувство движения и развития. Поэтому в идеале каждый год в школу должен приходить хотя бы один молодой педагог. Известный тезис про сплав молодости и опыта должен подкрепляться поддержкой администрации и опытных коллег своей молодежи, если хотим, чтобы молодой учитель задержался в школе и вырос в опытного наставника. Отсутствие опыта – дело поправимое.

Позиция Кристины изложена более логично и последовательно, хотя и предвзято местами, поэтому ей можно присудить победу по очкам, но эмоциональней мне ближе позиция Елены.