Как будут развиваться дороги Мозыря и решаться проблемы с парковкой, рассказывают специалисты института «Полесьепроект»

Развитие города – это не только возведение новых кварталов и социальной инфраструктуры. Для полноценной жизни города необходимы удобные магистрали, обеспечивающие свободное перемещение жителей между разными частями города.

О некоторых перспективах развития Мозыря с точки зрения развития транспортных коммуникаций рассказывают специалисты проектно-изыскательского унитарного предприятия «Институт Полесьепроект» ОАО «Полесьестрой» Александр Петрович МИРГОРОДСКИЙ, главный архитектор проектов, и Наталья Анатольевна ЛЕОНОВА, ведущий архитектор.

– Мы привыкли считать, что ваш институт занимается проектированием зданий и микрорайонов. Входит ли в сферу вашей деятельности проектирование транспортных магистралей в городе?

А. П. Миргородский: Есть основной документ, который регламентирует развитие города, – это генеральный план, разработанный БелНИИ Градостроительства. В этом документе разработана концепция и принцип развития Мозыря, транспортные коммуникации, инженерные сооружения на дальнейшие десятилетия. Комплексный подход позволит реализовать ближайшие перспективы: это не только расстановка жилых домов, но и транспортные коммуникации. В последние годы в нашем институте были разработаны несколько дорог, например, АКБ № 2 принадлежит авторство дороги № 1 по генплану (от АЗС на Лельчицком шоссе до РУЭС и улицы Притыцкого. – Прим. авт.).

Сейчас институтом «Полесьепроект» совместно с заказчиками реализуется архитектурный проект, согласно которому идет точечная «посадка» жилых домов в микрорайоне № 11 (район рынка «ИстПал», ТЦ «Малининский» и «Катапульта», СШ № 15). С учетом того, что микрорайон должен полноценно функционировать, необходимо выполнить проекты дорог в соответствии с генпланом, в котором указаны категории улиц, их ширина, профиль, пропускная способность автомобилей – дальше, руководствуясь нормами и правилами проектирования Республики Беларусь, мы проектируем эти магистрали.

– Насколько учитывается то обстоятельство, что сегодня в Мозыре около 50 тысяч автомобилей, и это явно не предел? А еще новоселы въедут со своим личным транспортом…

Н. А. Леонова: В 2014-2016 году шла корректировка генплана Мозыря, в 2018 году он был утвержден на сессии Мозырского районного Совета депутатов. В этот период БелНИИ Градостроительства, а это основной проектировщик генеральных планов, собирал информацию по застройке микрорайонов, которые уже разрабатывались и будут разрабатываться.
И все профили, все ширины улицы – все это было просчитано, проанализировано и учтено в соответствующих расчетах по транспортному обеспечению. Поэтому предусмотрено, в том числе, 4-полосное автомобильное движение, чтобы не было пробок и люди могли спокойно разъехаться. Будут регулируемые светофорные объекты – вопрос режима движения согласовывается с Госавтоинспекцией. И, когда новоселы получат завершенный микрорайон № 11, они не будут стеснены в рамках въезда-выезда – эти вопросы рассчитываются на стадии проекта.

– Один из способов оптимизации трафика – подземные переходы. Предусмотрено ли их строительство в Мозыре?

А. П. Миргородский: По определенным категориям улиц и транспортной нагрузке такая потребность есть. Но по строящимся микрорайонам такой острой необходимости нет – это все-таки довольно дорогостоящее мероприятие с учетом того, что уже проходит огромное количество существующих коммуникаций. В новом строительстве эти вопросы уже можно предусмотреть.

В микрорайоне № 11 предусматриваются светофорные объекты на перекрестках, пешеходные светофоры по вызову и ограничения скорости до 40-50 км/час.

– Как пройдут дороги в этом микрорайоне?

Н. А. Леонова: Дорога № 1 пройдет в 4-полосном исполнении вдоль почты, ЖЭС до района усадебной застройки «Дрозды» (в более отдаленной перспективе с выходом на петриковское шоссе). Чтобы связать два транспортных узла Мозыря, автовокзал и станцию Козенки, и разгрузить узкую двухполосную улицу Притыцкого, потому что расширить ее невозможно, соединится существующая улица Нефтестроителей на участке между рынком «ИстПал» и улицей Кеника с улицей Малинина с выходом на улицу Притыцкого также в 4-полосном исполнении. То есть без объезда по узким улицам, которые мы не можем расширить с учетом застройки, эта транспортная коммуникация облегчит жизнь мозырянам.
Также от ТЦ «Катапульта» по улице Кеника пройдет трасса вокруг микрорайона – он будет полностью закольцован автодорогой.

– Что предусмотрено для решения проблемы парковок?

А. П. Миргородский: По градостроительным нормам закона об архитектурно-строительной деятельности, мы должны обеспечить 100 % парковочных мест в микрорайоне, чтобы люди могли, по усредненным расчетам, на одну квартиру иметь один автомобиль. Для того, чтобы наши дворы были благоустроены, имелась озелененная территория, которая также должна рассчитываться, мы можем обеспечить примерно 20-25 % парковочных мест в микрорайоне, чтобы не было транспортного коллапса. Остальные проценты, которые варьируются в зависимости от каждого отдельного двора в пределах от 60 % до 75 %, мы должны обязательно разместить в радиусе доступности не более 800 метров в определенных транспортных сооружениях типа паркингов, наземных и подземных. В микрорайоне № 11 и в других, которые мы разрабатывали, в районе существующих гаражей будет проводиться их реконструкция и устройство нового паркинга, чтобы обеспечить жителей микрорайона парковочными местами. Например: построен 80-квартирный жилой дом, но парковочных мест возле дома только 40, поэтому остальные 40 должны разместиться в парковочном сооружении. Сегодня это уже обычная практика для Минска: не стараться любой ценой разместить все парковки во дворах, но обеспечить паркингами – это еще и элемент личной безопасности граждан, и заботы об экологии среды обитания.

– Что можно сделать по старым районам Мозыря, особенно, если учесть, что улицы мы уже не расширим?

Н. А. Леонова: В генеральном плане каждая улица проанализирована с точки зрения возможности ее расширения либо ликвидации. Недавно был разработан проект застройки по улицам Куйбышева и Пролетарской до РЦ «Спутник». По этому документу, этот участок улицы Пролетарской как транспортная коммуникация ликвидируется, остается только подъездная дорога к гостинице «Припять». И производится расширение улицы Куйбышева до 4 полос движения с учетом реконструкции усадебной жилой застройки, размещения многоквартирной жилой застройки на участке напротив РЦ «Спутник». Новая магистраль соединится с улицей Пролетарской за фабрикой «Надэкс».

Это решение – наглядный пример одного из способов оптимизации функционального зонирования города.

Дмитрий КУЛИК.