Сложно ли быть педиатром? Участковый врач Мозырской детской больницы рассказала о тонкостях своей работы

3337

Дети – пациенты необычные, они видят настроение и отношение к ним врача, чувствуют фальшь или легкий намек на безразличие. Поэтому педиатры – врачи тоже не такие, как все, потому что они призваны стоять на страже детского здоровья, что накладывает определенную ответственность и обязанности.

Участковый врач-педиатр первой квалификационной категории Вероника Леонидовна Цырыбко работает в учреждении «Мозырская городская детская больница» и обслуживает детей, проживающих в сельской местности, уже 9 лет. Окончив в 2011 году педиатрический факультет Гродненского государственного медицинского университета, проходила интернатуру в Мозырской детской больнице да так и осталась здесь работать.


– Я даже не знаю, в какой момент своей жизни я захотела стать врачом. Наверное, это была мечта всей моей жизни и именно педиатрия, – начинает рассказ Вероника Леонидовна. – Начиная работу в качестве дипломированного врача-педиатра, конечно волновалась но была уверена, что на помощь всегда придут старшие коллеги. Такая преемственность была и остается до настоящего времени. Одна не оставалась никогда, потому что в поликлинике существует такое явление, как наставничество: за мной закрепили опытного врача, который помогал мне, давал советы и рекомендации. Это во многом облегчает работу, особенно когда ты – начинающий врач-интерн. Также всегда на страже были заведующие отделениями, которые не только контролировали мою работу, но и давали совет, как быть, как сделать, как поступить.

Одним словом, к старшим и более опытным коллегам всегда можно обратиться с вопросом как профессиональным, так и житейским. Например, приходит мама с тремя детьми, одного из них нужно госпитализировать в стационар на лечение, а что делать с другими двумя?

Со временем молодой врач росла профессионально, набиралась опыта и теперь она – любимый доктор всех сельских деток и их родителей.

Обязанности у педиатра, на первый взгляд, простые: вести прием, выезжать на дом по вызовам, ежемесячно осматривать детей на местах, работать с документами. Но на деле тонкостей процесса хватает.

– Веду сельский участок, а это половина района. Пациентов много, и все они разные: в каждой семье своя жизненная ситуация, да и сами люди не похожи друг на друга. Каждый случай индивидуален: нужно вникнуть в суть обращения и постараться дать конкретные полезные рекомендации. Поэтому скучать на работе совершенно некогда.

Да и что значит «скучать», если ежедневно Вероника Леонидовна принимает по 30-40 детей, плюс к этому выезды на дом. А если эпидемия простуды, то работы прибавляется. Еще следует учитывать движение пригородного транспорта: автобус пришел – и резко аврал, транспорта нет – пациентов чуть меньше.

– Как вы первый год-два учились находить язык со своими пациентами?
– Я бы сказала, что общий язык нужно уметь находить, в первую очередь, с родителями, бабушками и дедушками, потому что когда ребенок болеет, мама больна в два раза сильнее. Каждый раз на приеме видишь материнские глаза и понимаешь, что у нее на душе неспокойно, даже если у ребенка обычная простуда.

– Что вы можете назвать самым главным в работе педиатра?
– Все просто: любовь к детям. Потом уже – терпение и умение услышать их проблему, не отодвигая ее на задний план, и способность ее разрешить. Вообще педиатры – это люди особые: надо уметь разобраться в проблемах как у самых маленьких пациентов, так и подростков, заметить даже небольшие отклонения. Педиатрами остаются только те, кто искренне любит детей. Если этого нет, то врачи уходят в другие отрасли медицины.

– В любой работе есть хорошие и плохие дни. Когда мамы деток говорят на повышенных тонах, то нужно не слабое терпение, чтобы их выслушать. Как у вас получается сдерживаться? Ведь зачастую людям сдержаться сложно, чтобы не накричать в ответ.
– А какой смысл кричать в ответ? В крике нет совершенно никакого смысла, ведь ребенок от этого не станет здоровым в ту же минуту. Если мама повысила голос, значит у нее на душе тревога – это нормальное явление, когда ребенок болеет. Нужно внимательно выслушать родителей, вникнуть в ситуацию и дальше сосредоточиться на ребенке и его болезни, тогда тон родителя резко меняется, эмоции сбавляют обороты и уже можно вести конструктивный диалог. Мама видит участие врача и понимает, что к ее проблеме неравнодушны и хотят помочь. Даются рекомендации, направления на необходимое обследование или к врачу-специалисту, назначается лечение.

– Когда вы приступили к работе, было понятно, что семьи будут разные: и благополучные, и не очень. Когда вы впервые столкнулись с неблагополучной семьей, что вы испытали при встрече?
– В первую очередь, страх за жизнь ребенка. Бывали такие ситуации, когда родители были в сильном алкогольном опьянении, а дети были предоставлены сами себе. В таких ситуациях мы не имеем права оставлять ребенка, мы должны его защитить и обезопасить. За 9 лет работы на одном участке, мне кажется, я уже многое знаю не только о детях, но и об их семьях.

– А сами дети знают уже, что Вероника Леонидовна – их врач?
– Конечно. При контакте с детьми нужно учитывать один важный принцип: встречать пациента нужно с добром и улыбкой, стремиться чтобы между пациентом и врачом было доверие, несмотря на возраст. Это правило, которому меня научили старшие коллеги еще в интернатуре. За время работы в этом я убеждалась неоднократно.

Главврач Мозырской городской детской больницы Людмила Алексеевна Раенок ценит педиатра и как профессионала, и как хорошего, отзывчивого человека:

– Вероника Леонидовна добросовестная, контактная, умеет найти подход к каждому ребенку. Вместе с тем, она очень скромный в общении человек. Свой метод подхода к пациентам и их мамам нашла. Всегда видит, кого надо принять первым, потому что он действительно с тяжелой патологией и ждать долго не может. Она знает детей, которые живут в зоне обслуживания. Даже, глядя на имя на амбулаторной карте, расскажет про ребенка и семью так подробно, что остается только удивляться.

По графику Вероника Леонидовна выезжает в сельскую местность. Сельские жители знают, что приедет врач, которая осмотрит ребенка и даст полезный совет, а если надо, то направит на консультацию к специалисту или на лечение в больницу.

Она постоянно повышает свой профессиональный уровень, что позволяет оказывать квалифицированную помощь детям. За всё время работы у нее не возникло желание поменять специальность и участок работы, хотя он и очень сложный.

Такие слова руководителя дорого стоят. Значит, на самом деле участковый врач-педиатр Вероника Леонидовна Цырыбко – достойный представитель своей профессии. А в деле охраны здоровья детей по-другому быть и не может.

Зайдя в кабинет участкового врача-педиатра, я увидела Веронику Леонидовну за работой: она осматривала маленького пациента. Малыш на осмотр отвечал широкой, беззубой улыбкой, наблюдал за врачом и даже пытался что-то говорить. А рядом стояла мама малыша и внимательно слушала рекомендации врача.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: