Мозырский мастер-кукольник Ирина Приходько: в каждую куклу вкладываю частичку себя

Кукла – первая среди игрушек, с которой знакомят малыша. Первое подобие человека.

История куклы уходит вглубь даже не веков, а тысячелетий. На куклу не влияет время, она постоянно находит путь к сердцам своих хозяев. Кукла – постоянный спутник человека, ведь он ее создает. Она рождается руками, волей, желанием и мастерством создателя. Именно он наделяет куклу своим характером, придает ей индивидуальность.

Если сейчас основная функция куклы – быть игрушкой, то в глубокой древности первых глиняных кукол устанавливали в могиле, как стражей усопшего. В то время кукла имела сакральный смысл. Позже куклы превратились в идолов-кумиров, изображавших  богов, олицетворявших силы природы.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное явление, или это вторично, по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. В глубочайшей древности между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребенок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к ее ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребенок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Развитие цивилизации увеличило период детства, что изменило специализацию куклы. Она стала детской игрушкой.

В русском языке слово «кукла» – это одушевленное имя существительное. Одушевленное – значит имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Мозырский мастер-кукольник Ирина Валентиновна Приходько (на фото) полностью согласна с данным утверждением. Ведь в каждую свою куклу она вкладывает частичку себя.

Изготовлением кукол Ирина Валентиновна увлеклась еще во время учебы в университете. Но постепенно хобби «затянуло» всерьез. Поворотным моментом она считает тот день, когда увидела на просторах интернета кукол Марии Бычковой. Это мастер по изготовлению шарнирных кукол из России. С тех пор она уже не может остановиться. Постоянно шлифует технику исполнения, пробует разные материалы, комбинирует техники. В своих работах она использует полимерную глину, папье-маше, гипс, текстиль, скульптурный пластилин. В свободное время она мониторит сайты, просматривает фильмы, читает книги – ведь именно там иногда прячется тот самый образ, который «прямо руки чешутся» воплотить. Ирина Валентиновна часто делает текстильных кукол, так как ткань – самый доступный в финансовом плане материал. И именно текстильный Кузя – самая близкая в эмоциональном плане ей кукла. Он настолько милый, что поневоле тянется рука пригладить непослушные вихры. Очень часто, когда Кузя ехал на очередную выставку на руках у хозяйки, его принимали за живого ребенка, и даже уступали место в автобусе «молодой маме». 

Для себя Ирина Валентиновна делает более сложные куклы – в смешанной технике, на армированном каркасе. Тогда в ход идет и проволока разных диаметров, и гипс, и полимерная глина. Таких кукол она «одевает» либо в краску, расписывая все детали костюма, вплоть до отстрочки швов на карманах, либо шьет костюм из ткани, что тоже требует аккуратности и мастерства.

Недавно она увлеклась изготовлением кукол в народном стиле. Была изучена многочисленная литература, как изготавливалась народная кукла, как украшалась, для чего служила: была обережной, игровой или обрядовой? Особенно много времени ушло на изучение костюма. Ведь найти выкройку рубахи, которую наши предки одевали на куклу в тысяча… далеком году, не так-то легко. А кроме рубахи – понева, кика… Сейчас мы даже не знаем о существовании таких предметов одежды. Отдельной главы исследований заслуживает вышивка. Ведь узор на платье у куклы мог сказать все, для чего она была предназначена. Охранять дом от горя и бед, помочь будущей маме родить богатыря или быть верной подругой маленькой егозы.

Несмотря на то, что руками Ирины Валентиновны сделано уже много кукол, она считает, что самая лучшая еще не создана. Ведь она постоянно совершенствуется, ищет, пробует. Это здорово, что идей много, и желание, и силы для воплощения есть. Жаль, что времени только не всегда хватает. И, мне кажется, именно про таких мастеров-кукольников, как Ирина Валентиновна, талантливая поэтесса Лариса Рубальская написала эти стихи:

Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело,
Совершала чудеса.
Фея Кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали Куклы Души.
Ведь у Кукол судьбы тоже
С человеческими схожи…
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство…

Диана Фомичева.