Подружиться с царицей наук поможет учитель гимназии им. Я. Купалы Татьяна Бондаренко

Татьяна Григорьевна Бондаренко работает учителем с 2001 года. Закончила Мозырский государственный педагогический университет, физико-математический факультет по специальности «Математика и физика». Обучалась в аспирантуре. Воспитала победителей районных и областных предметных олимпиад по математике. В 2017 году на конкурсе «Учитель года» представила разработки по методике Билла Хендли «Приемы быстрого счета». Готовится к сдаче экзаменов на высшую категорию, разрабатывает тему «Использование приемов быстрого счета посредством мобильного приложения». Важно идти в ногу со временем, уверена учитель: современный учащийся – мобильный учащийся. Сама также обучалась дистанционно.

Учительский принцип – «Учиться, учиться и еще раз учиться». Для учебы нет ни подходящего возраста, ни других ограничений. Было бы желание.

Прямо сейчас подумайте о чем-то очень сложном. Кому-то, вероятно, придет в голову китайская грамота, кому-то – стройные ряды логарифмов, синусов с косинусами и квадратных уравнений. Математику многие считают наукой «для избранных», а люди, имеющие талант к ней, воспринимаются как гении не от мира сего. Корреспондент газеты «Жыццё Палесся» отправилась туда, где взращивают юные математические таланты – в класс с углубленным изучением математики.

В Мозыре в нескольких школах есть возможность изучать точные науки на более высоком уровне. Я выбрала 11 класс Мозырской гимназии им. Я. Купалы – это не значит, что классы в других школах хуже: выбор был сделан наугад. Меня приветливо встретила учитель математики и физики Татьяна Григорьевна Бондаренко. Урок математики у учащихся профильного класса построен по несколько иному принципу, нежели обычный урок. Одноклассники поделены на маленькие подгруппы. Работают на уроке все, не отсидишься ввиду массовости. Сегодня, например, в кабинете математики всего 8 человек. 7 парней и одна девушка. Еще одна ученица на больничном, и ученик на индивидуальном обучении – готовится к олимпиаде по предмету. Урок еще не начался: сосредоточенная одиннадцатиклассница, которую зовут Настя, что-то переписывает в тетрадь. Юноши в пиджаках с серьезным видом обсуждают уроки, собравшись в круг: серьезность сменяется шутками, когда я завожу речь о фотографировании.

Звенит звонок. Учитель называет тему урока. Сегодняшнее 45-минутное занятие будет посвящено тотальному повторению изученного материала. Повторение – мать учения, а также будущий успех на экзаменах, к которым дети готовятся со всей ответственностью.

– У вас на партах листочки с графиками тригонометрических функций. Нужно определить свойства данных функций, – Татьяна Григорьевна поясняет задание.

Судя по всему, ученики действительно дружат с математикой. На вопросы учителя отвечают легко, почти без раздумий. Знают формулы наизусть, и в мире цифр чувствуют себя как рыбы в воде. Наверное, учителю работать с такими детьми – сплошное удовольствие. Впоследствии, когда я спрашиваю об этом у Татьяны Григорьевны, она с нескрываемым восторгом говорит, как сильно обожает своих ребят.

Значит ли это, что они совсем не совершают ошибок? Совершают. Но для того и ходят в школу, чтобы учиться.

– Используем телефон с моего разрешения, – напоминает учитель и велит школьникам сделать фото задания с раздаточного материала. Над этими задачами они поломают голову дома.

Сравнивать увиденное я могу разве что с собственными уроками. Помню, как учитель безуспешно пыталась расшевелить нас – большинство в классе были убежденными троечниками по математике. Я, признаюсь честно, тоже питала симпатию больше к гуманитарным наукам. Математику не любила. В голосе учительницы слышалось отчаяние. В итоге она постоянно вызывала к доске одних и тех же ребят, которые не подводили.

А здесь в решении задач задействованы все. Во-первых, их всего восемь… Между тем, очередное задание, пятое по счету, вызывает у одиннадцатиклассников трудности. Настя идет к доске, тщательно расписывает решение. Хороший метод для жизни: видишь преграду – разбери ее по кирпичикам.

Мне нравится манера общения Татьяны Григорьевны с классом. Ровная, доброжелательная, с готовностью помочь, подсказать. С улыбкой и шутками. Не «муштра», а диалог учителя и учеников. Понятно, что в этом деле в одни ворота не сыграешь: школьники отвечают своему педагогу взаимным уважением.

Пока один трудится у доски, другие «щёлкают» задачи у себя в тетрадях. Один из учеников готов показать результаты.

– Ответ не верен. Не расстраивайся, Глеб, попробуй еще раз. Думай, голова, думай! – Татьяна Григорьевна весело подбадривает парня.

Задание номер семь: найти область определения функции. К доске идет Макс, бойко конструирует ряды немилых глазу гуманитария закорючек и цифр. Учитель поправляет: «Осторожно, у тебя ошибка. За такое на экзамене снимают балл». Макс говорит: «Ой», пальцами стирает мел с доски и исправляет ошибку. В итоге ученик справился с задачей.

До конца урока остается всего ничего – пять минут. Татьяна Григорьевна то и дело поглядывает на часы. Настенные часы показывают другое время, но учитель просит игнорировать его:

– Это для восьмого класса. Пока они не научатся решать квадратное неравенство, часы на стене не пойдут. Такой воспитательный момент.

Старшеклассники получают задание на дом, педагог отмечает тех, кто хорошо постарался на уроке.
Звенит звонок. Урок окончен!

«Если хочешь научиться решать задачи, ты должен решать задачи»

Как преуспеть в математике? Перед уроком Татьяна Григорьевна поделилась размышлениями на эту тему.

– В чем особенность преподавания математики в классе, где этот предмет изучается углубленно?
– На уроках мы используем не только материалы, приведенные в учебниках, но и дополнительные источники. И сборники ЦТ, и сборники ЕГЭ – некоторые дети поступают в вузы Российской Федерации. Спрос рождает предложение! В целом на уроках рассматривается материал повышенного уровня сложности.

– В чем сложность изучения математики? Какие темы вызывают затруднения даже у тех, кто учится в профильном математическом классе?

– Это те темы, которые требуют большой концентрации внимания. Тригонометрия – громоздкие формулы, к тому же, нужно быть внимательными со знаками. Допустил в одном знаке ошибку – все решение пошло под откос. Стереометрия требует пространственного воображения. У одних оно хорошо развито, другие испытывают сложности. Одно дело нарисовать треугольник, другое – пирамиду, в которую вписан шар, а надо найти радиус шара…

– Для математики требуется особенный тип мышления?
– Безусловно, должно присутствовать логическое мышление. Математику часто сравнивают со спортом: кто-то создан для лыжной трассы, а кто-то для гимнастики. Так и в науках. Есть дети-гуманитарии, а есть дети, склонные к точным наукам или наукам естественнонаучного цикла.

– А «перевоспитать» гуманитария в математика можно?
– Да, если есть желание у самого ребенка. Без желания, без мотивации даже самый одаренный от природы ребенок не преуспеет в учебе.

– Любой ли человек может на среднем уровне освоить математику?
– Школьная программа на это и рассчитана. Все мы должны научиться считать. Это – базовый уровень.

– Что самое главное нужно знать, чтобы хорошо успевать в математике?
– Арифметику, конечно. Если мы не знаем таблицу умножения, правил сложения и вычитания, то дальше ничего не получится. Математический фундамент закладывается еще в начальной школе. На своих уроках я применяю со школьниками приемы быстрого счета, рационального вычисления. Зная алгоритм, но не умея считать, правильного ответа не получишь.

– Результаты централизованного тестирования по математике в целом по республике показывают, что далеко не все учащиеся хорошо осваивают математику. Почему, на ваш взгляд, математика остается предметом для избранных?
– Как я уже говорила, не все способны к глубокой концентрации внимания. А задания по математике этого требуют. Кроме того, у многих нет вычислительных навыков. У нас есть мобильные телефоны с калькуляторами, с приложениями – можно посчитать, не задумываясь. В итоге вычислительные навыки не формируются. Мы ленимся считать сами. Цивилизация портит людей, выходит так… Даже в магазине мы теперь преимущественно рассчитываемся карточками, наличные деньги не считаем. Математика покоряется тем, кто готов трудиться умственно. Этот предмет требует практики. Если ты хочешь научиться решать задачи, ты должен решать задачи. Нужно время и усидчивость.

– Как вырастить ребенка так, чтобы он любил математику?
– Нужно показать ее практическое применение в жизни. Азы закладываются еще в детском саду. Можно давать необычные задачи детям в школе. Например, Билл Хендли предлагает умножать при помощи опорного числа. Вот учитель показывает детям фокус: «Я угадаю дату вашего рождения». Дети спрашивают: как такое возможно? Это можно сделать при помощи интересных математических операций. Дети несказанно удивлены и уже сами хотят научиться угадывать.

Интернет сегодня пестрит интересными математическими заданиями. Но прежде чем браться за них, нужно обучиться азам и сформировать интерес, мотивацию к обучению. Любые технические средства, которые мы сегодня используем на уроках, без этого будут бесполезны.

 

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.