Мозырь известен своими певческими коллективами, но тех, что придерживаются эстрадного направления, среди них немного. Один из первых подобных ансамблей в городе зародился во Дворце культуры «Строитель». Девушки из «Медуницы» украшают своими выступлениями все городские праздники, их всегда тепло встречает публика. Профессионализм и душевность — два слагаемых, которые делают этот ансамбль эстрадной песни народным. Свое высокое звание коллектив подтверждал в прошлом году. Какие сегодня планы у «Медуницы»? Об этом мы беседуем с ее руководителем, солисткой ДК «Строитель» и учителем музыки Мозырской гимназии им.Я.Купалы Еленой Николаевной ОРЛОВОЙ.
— Елена Николаевна, расскажите подробнее о том, как появилась «Медуница».
— Есть у нас в городе Дворец культуры «Строитель», которым уже много лет руководит замечательный директор Ирина Алексеевна Федченко. Я являюсь участницей и руководителем ансамбля «Медуница» с 2007 года, но появился он гораздо раньше. Первым руководителем был Лев Михайлович Шнитман — известный в городе музыкант, композитор и педагог. В свое время он работал в нашем педуниверситете, поэтому часть коллектива была оттуда. Ансамбль постоянно обновлялся, менялись солисты. Сейчас в нашем коллективе пять человек, все мы — профессионалы, с высшим музыкальным образованием. Хочу немножко рассказать о каждой участнице. Юлия Васильевна Луцко — учитель детской школы искусств №3 по классу баяна. Семья, двое детей, но всегда находит время, чтобы петь для души. Светлана Ивановна Журавская — учитель Дудичской детской школы искусств по классу теоретических дисциплин. С ней мы учились вместе в музыкальном колледже, поэтому давно знаем друг друга. Елена Григорьевна Хаменя — преподаватель Мозырского музыкального колледжа по классу фортепиано, концертмейстер. Кристина Петровна Ермаковец — учитель Козенской детской школы искусств Мозырского района. Преподает хоровой класс, сольфеджио, вокал. Нас всех объединяет не только профессиональная сфера, но и любовь к пению.
— Как вы подбираете репертуар?
— Каждая песня обсуждается с коллективом. Не приношу что-то новое, не посоветовавшись с девочками. Если песня получила одобрение на репетиции, раскладываю ее на голоса. Беру и хорошо знакомые песни, делаю аранжировки.
Репертуар у нас довольно разнообразный. Так как коллектив эстрадный, большинство песен соответствующего направления. Мы один из немногих эстрадных коллективов в нашем городе, большинство из имеющихся ансамблей — с народным «профилем». Но уровень у них достаточно сильный, так что выделиться среди них сложно. Мы берем песни прошлых лет, аранжируем на новый лад.
У нас в ДК «Строитель» есть звукозаписывающая студия «Мелодия», которой руководит Александр Трифонов, он записывает прекрасные фонограммы. Хочется сказать огромное спасибо директору Ирине Алексеевне — благодаря ей мы пошили два новых комплекта концертных костюмов. Могу сказать одно: дела у нашего коллектива идут замечательно — концерты, выступления, интересная творческая жизнь.
— Ваш творческий поиск еще продолжается?
— Да, несомненно! Зрителю нужны новинки. Если коллектив не развивается, мы становимся неинтересны публике. Потому и шьются новые костюмы, обновляется репертуар, ищем новые творческие задумки. Зритель, приходя на концерты, хочет не только послушать песни, но и получить удовольствие от увиденного, заряд бодрости, энтузиазма и позитива. И обязательно должно остаться желание увидеть артистов снова.
— А современной поп-музыки не чураетесь? Например, Нюшу, Юлианну Караулову споете?
— Почему бы и нет? Конечно, в большинстве своем у нас в репертуаре песни прошлых лет, но и Нюшу, поверьте, споем ничуть не хуже.
— Кстати, о современных песнях. Вы не только артистка, но еще и учитель музыки. Одобряете музыкальные вкусы детей, своих учеников?
— Одобряю. Во-первых, потому что очень люблю своих учеников. Часто спрашивают, как можно находить общий язык с современными детьми, если интересы не совпадают. Но дети — это такой позитив и заряд энергии, что благодаря им хочется творить. Конечно, если желаешь быть современным учителем, нужно следить за музыкальными веяниями времени, чтобы знать, что слушают ученики. Развиваться, искать новые формы творчества — это актуально не только для артиста, но и для учителя.
— Продолжая тему школы. Дети серьезно относятся к урокам музыки или все же воспринимают их как развлечение?
— Для них это в большей степени развлечение. И это к лучшему. Сейчас на уроках музыки нет оценочной системы. В этом, на мой взгляд, нет ничего плохого. Жаль только, что музыкальное образование в средней школе заканчивается с переходом детей в пятый класс. В начальной школе можно дать ребятам самый минимум представлений о многообразии мирового музыкального искусства. Но, уже становясь постарше, ученики могут воспринимать более серьезные произведения. В это же время дети могут становиться поклонниками определенного музыкального стиля. Кто-то выберет для себя эстрадную музыку, кто-то влюбится в рок, кому-то по душе придутся современные направления электронной музыки. Но чаще люди выбирают для себя несколько любимых направлений. Либо слушают все, что нравится. Уроки музыки интересны тем, что, например, к физике или биологии молодой человек может оставаться равнодушным, а вот к музыке равнодушных людей практически нет: все мы так или иначе что-то слушаем. А кто-то создает музыку сам…
На наших уроках дети поют, отвечают на вопросы учителя, говорят о музыке, учатся ее слушать. Но прежде всего — получают удовольствие от этого вида искусства.
— Думаю, можно заметить, что есть и другая сторона медали: развитие интернета, популярность музыкальных каналов поспособствовали развитию музыкальной «всеядности» у молодежи. Есть хорошие песни со смыслом, а есть «вирусные хиты», которые отличаются «приставучестью», и все их слушают, потому что они сейчас в моде. Как же научить детей отличать качественную музыку от некачественной?
— Музыкальные вкусы формируются с раннего детства. Ту музыку, которую родители включают дома, на семейных торжествах или когда все вместе едут в автомобиле, будет «впитывать» ребенок. Когда у первоклассника спрашиваешь, какие песни он любит, сразу становится понятно, что слушают в семье. Хорошо, если родители работают над эстетическим воспитанием своего малыша: ставят ему хорошие песни, а еще лучше — поют их вместе с ним. Да и в целом, любому учителю известно, что воспитание — это, в первую очередь, дело рук семьи, а уже затем — школы. Если родители занимаются воспитанием ребенка, их труды обязательно возвращаются сторицей. Конечно, и учителя общеобразовательных школ, школ искусств, руководители студий и кружков, где обучаются дети, тоже вносят свой вклад в становление личности ребенка. Советую обязательно интересоваться, чем увлекается ваш школьник. Если он хочет петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, конструировать одежду, дайте ему такую возможность, помогите подыскать педагога, студию. Пусть вам кажется, что особого таланта у него нет, но талант — это еще не все. Многое достигается упорством, умение можно развить. А, если есть талант, тем более не нужно игнорировать его! Часто дети и не проявляют желания чем-то заниматься. Тогда родителям нужно не ждать, пока желание появится, а предлагать самим. Из множества вариантов обязательно отыщется тот, который «зацепит» ребенка.
— Но вернемся к «Медунице». На каких сценах довелось выступать, а какие еще предстоит покорить?
— В Мозыре, наверное, нет такой сцены, на которой бы мы не выступали. «Медуница» побывала во всех дворцах и на всех площадках города.
Год назад подтвердили свое звание народного коллектива. Ездили на «Дожинки», на выездные концерты в Гомель, Минск. Хочется, конечно, участвовать в конкурсах, но любые конкурсы, поездки — это дополнительное финансирование. Не всегда получается найти средства, это факт. Для артиста важен не только репертуар, костюмы, сценическое мастерство, еще есть рутина, и она занимает большую часть артистической жизни. Это подводная часть айсберга. Финансирование — всегда наболевший вопрос. Но мы не стоим на месте, жизнь бурлит. Выступлений много.
— Сейчас, наверное, готовитесь к новогодним концертам.
— Да, наступает горячая пора для артистов. Слава Богу, что люди умеют отдыхать и всегда тепло встречают наше творчество.
Пользуясь случаем, поздравлю всех мозырян с самым замечательным праздником — Новым годом. И взрослый, и ребенок ждет от Нового года чудес. У каждого человека есть свое тайное желание, пусть оно исполнится. Желаю находить всегда радость в жизни, дарить другим людям позитив. Пусть в домах царят уют, покой, материальный достаток. И, конечно, желаю любви! Когда есть любовь, хочется творить, работать, стремиться к новизне, расширять горизонты, совершать смелые поступки. Любовь многогранна: романтическая любовь, родитель-ская любовь, любовь детей к родителям, любовь к творчеству, любовь к Родине… Я желаю, чтобы все эти грани собрались в единое целое. Возьмите все лучшее в новый год! Ждем вас на своих концертах! С любовью ко всем читателям газеты и своим зрителям, Елена Орлова и ансамбль «Медуница».
Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото из архива ансамбля «Медуница»