«Я был прав…»

301

Согласно мрачной шутке это последние слова гражданина, сбитого на пешеходном переходе.

Тема взаимоотношений водителей и пешеходов так же неисчерпаема и вечна, как и, скажем, темы войны и мира, любви и ненависти, жизни и смерти, которые     применительно к участникам дорожного движения находят особое преломление. Существует, впрочем, и примирительно философская точка зрения: когда ты за рулем – ненавидишь пешеходов, идешь пешком – терпеть не можешь автомобилистов.

Не будем пытаться объять необъятное, просто постараемся оценить статус пешеходов, рискнув стать на место водителей. Несомненно, каждый из нас вспомнит случай из жизни, как он чудом увернулся от машины, как и любой водитель вспомнит, как он был на волосок от тюрьмы из-за растяпы-прохожего, но мы возьмем идеальные условия.

Первое, что мы должны признать, что процесс вождения необычайно стрессовый и нервозатратный. Это не только соблюдение всех технических параметров поездки в виде правил дорожного движения, контроля за дорогой, состоянием автомобиля и проч., но и постоянная умственная работа особого плана, известная как «думать за дурака». Смысл: уметь просчитать и предугадать ситуацию, заранее предположив, что слева, справа от тебя, а еще навстречу тебе едут неадекватные личности. Говорят, что первый признак дурака на дороге – это когда типа водитель увеличивает скорость, когда ты пытаешься его обогнать.

А теперь представьте, что в этот костер водительских эмоций, который должен гореть как можно тише, мы, пешеходы, щедро подбрасываем свои дрова.

Несомненно, пешеход имеет приоритет на обозначенном переходе, но нередко создается впечатление, что среди нас есть особенно упертая категория граждан, свято уверенных в том, что «мне положено!» А раз так, то, едва нога занесена над «зеброй», машины должны застыть, как вкопанные, даже в метре и в гололед от заслуженного пешехода. Но драма жизни в том, что техника развивается по своим законам, и многолетний трудовой стаж, награды, уважение коллектива и соседей не имеют никакого значения для силы трения, скольжения и прочей автомобильно-дорожной физики. А еще для водителя за наш счет значительно расширяется круг дураков, за которых надо думать: кроме пешеходных переходов, в порядке вещей вдруг начать перебегать улицу на красный свет светофора, потому что нужно успеть на автобус, который ходит с интервалами в десять минут… Или просто сократить дорогу, потому что лень идти десяток метров до «зебры». Ношение фликеров, когда перед глазами вдруг выныривает из тьмы человек, – вообще отдельная тема.

Все эти картинки взяты даже не из разговоров, но наблюдались лично в качестве пассажира. Прошу простить за банальный арифметический подход, но выскакивающий на дорогу «мне положено!» при всех его прижизненных заслугах все-таки один, а нас, в машине несколько, но водитель должен постараться оставить в живых всех… Известно, что воспитывать других легче, чем самого себя, тем более, что результат в итоге все равно одинаковый. Но попробовать все же стоит. Водителей мы, пешеходы, вряд ли переделаем, хотя бы потому, что они сидят в машинах за дверью и стеклами и нас все равно не слышат. Поэтому начать все равно придется с себя, попутно вспомнив, что на нас глядят еще и маленькие дети, считывая все наши манеры поведения в жизненных ситуациях.

Не сочтите за пафос, но дорога и транспорт на ней – это то место, где лучше забыть про гордыню и проявить смирение. Смирение – не синоним покорности. Служители церкви, объясняя эту духовную категорию, приводят такое сравнение: чем больше у яблони плодов, тем ниже ветки к земле пригибаются. А еще дорога – это взаимный процесс, где водители и пешеходы в идеале должны быть партнерами-коллегами без стремления любой ценой и в любой ситуации оставить за собой последнее слово.

…Однажды на пешеходном переходе сделал знак рукой водителю уже замедлявшей ход машины, мол, езжай дальше, я подожду. Мужчина за рулем в ответ благодарно изобразил рукопожатие, что не стал его задерживать. Честно говоря, мне этот случай так запомнился и так понравился, что с тех пор стараюсь быть подчеркнуто вежливым и предупредительным с коллегами по дорожному движению. Знаете, практически все отвечают взаимностью.

Дмитрий КУЛИК

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: