«Мобильный» этикет вышел из моды? А, по-моему, он так и не успел войти…

934

«…А недавно две газели позвонили и запели»

О правилах тона разговора по сотовому заставил задуматься недавний звонок: незнакомый абонент приглашал посетить клуб здорового образа жизни. Битых 15-20 минут пыталась выяснить, на каких принципах базируется эта организация, что конкретно пропагандирует, как работает. Оказалось, менеджер собирала группу для вводного инструктажа о том, что худеть – это здорово, а худеть с помощью бадов – вдвойне. Конечно, утрирую. Но, признаюсь, было не до шуток: на вопрос, откуда у них мой номер телефона (обращались по имени-отчеству), мне так и не ответили. Через две недели эта же компания вновь побеспокоила: не передумала ли по поводу встречи? А до этого звонили на мобильный продавцы фильтров, хитрой посуды, в которой можно готовить пищу без воды, предлагали косметику и бесплатные косметические процедуры, «предметы для сна», услуги по диагностике окон-ПВХ – правда, последние названивали уже на домашний… Напоминают о себе и те, у кого ты остался в клиентской базе: за безделушку, купленную 3-4 года назад, «готовы предоставить вип-бонусы» – и наверняка эта сверхмощная приставка работает, прощает и поздние, за 20.00, звонки, и требование определиться с товаром за сутки. Консультантов можно понять: таков их хлеб, благодаря неотступности, даже «нахрапитости» их фирма держится на плаву, кто-то отказывается, а кто-то ведь под силой аргументов, убеждения покупает товар или услугу – за счет этого они живут и процветают.

Если назойливые нетактичные рекламные звонки до вас еще не дошли, то рекламную СМС-рассылку вы наверняка получали: золотые украшения, детские игрушки, туристические агентства, обувь, одежда – скидки, распродажи, новые поступления… Похоже, для тех, кого объединяют в клубы друзей/потребителей, телефон становится удобным способом получения рекламного контента. И продавцам хорошо: покупатель оперативно проинформирован, а средства на это потрачены более скромные. Но настораживает, что это становится чересчур навязчивой процедурой. Последний случай. На прошедших выходных приценивалась в магазине женской одежды. Продавец отреагировала на мое замешательство (неброское платье по средним меркам стоило действительно недешево) и заговорила о скидке в 70%. Волшебство подействовало: спросила, когда же они будут действовать. Сказали оставить номер мобильного – вышлют СМС. Отказалась, а в ответ получила: «Странный покупатель пошел…» Не поняла, в чем странность: в нежелании оставлять свои личные данные? Так на то они и личные! Но о понятиях приватного жизненного пространства спорить не стала – у каждого они свои. …Хотя неожиданные весточки бывают все же приятными: помню, как в течение почти 15 лет меня поздравляла с днем рождения компания, у которой заказала по почте несколько уроков иностранного языка. Вот такой милый приятный маркетинг.

О том, что зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остается зоной частной жизни, всерьез заговорили в России. По инициативе одного из операторов мобильной связи и исследовательского холдинга даже проводилась работа над нормативным документом, регулирующим правила поведения, связанные с использованием мобильной техники. По сути, был выработан некий «моральный кодекс» при пользовании мобильником. Например, «Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев»!

Еще из правил «мобильного» этикета.

Поздоровавшись с вызываемым абонентом, непременно поинтересуйтесь, удобно ли ему разговаривать в данный момент. Если нет, то спросите, когда можно будет позвонить снова. Если собеседник обещает перезвонить самостоятельно, не настаивайте на обратном.

Набрав номер, подождите ответа в течение 5 гудков. Более длительный звонок считается невежливым.

Если разговор предстоит долгий, предупредите собеседника об этом и уточните, сколько времени он сможет вам уделить. К слову, деловой звонок по мобильному может длиться 3-7 минут, личный – так долго, как этого хочется обоим собеседникам. Но слишком затягивать общение все же не стоит. Если у говорящих много вопросов, которые им хотелось бы обсудить, лучше договориться о личной встрече.

Если ваш звонок остался без ответа, этикетом разрешается перезвонить не ранее, чем через 2 часа. Но, скорее всего, вызываемый абонент заметит пропущенный вызов и перезвонит сам.

Слишком эмоциональное общение по телефону недопустимо! Выяснять отношения надо при личной встрече – это то, что всегда называлось «нетелефонным разговором».

Любопытно по поводу СМС: их можно отправлять в любое время суток. Предполагается, что абонент, получивший сообщение, сам определит режим их приема и время, когда он сможет их прочитать и ответить на сообщения, если он это пожелает.

P.S. На днях стало известно, что в Беларуси будет регулироваться порядок действий операторов при рассылке сообщений. Эти корректировки связаны с потоком смс, в  том числе рекламного характера, которые абоненты не хотели бы получать. Нынешнее законодательство защищает интересы абонентов в плане отказа от смс-рассылок. Однако сейчас этот механизм совершенствуется.

Ольга АРДАШЕВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: