«Сколько спасенных жизней?
Это вопрос к «небесной канцелярии»
Врачи, которые избавляют от боли и отводят пациента от фатальной черты, — это анестезиологи-реаниматологи. В них мы видим настоящих героев, и, надо сказать, совершенно не зря. С большой радостью журналисты газеты «Жыццё Палесся» приняли приглашение посетить отделение анестезиологии-реаниматологии Мозырской горбольницы накануне его юбилея. О героях рассказывать всегда приятно!
Сегодня самый обычный рабочий день. Обход закончился, есть время немного побеседовать с докторами, медсестрами, санитарками. Вопросы задавать все равно волнительно, ловлю себя на извиняющемся тоне. Наверное, все дело в антураже: здесь в каждой палате сложная техника: мониторы, провода, трубки… О том, чтобы пообщаться с пациентами, речь даже не заходит, их нельзя тревожить. За ними круглосуточно наблюдают доктора и медсестры.
— Сегодня в отделении находится 15 коек. Было 12, мы увеличили их количество, нужно добавлять еще. К сожалению, есть необходимость в реанимационных койках, — отмечает заведующий отделением анестезиологии-реаниматологии Анатолий Николаевич КОЗЕЛ. — По три койки приходится на один сестринский пост, а каждый доктор наблюдает шесть пациентов.
Отделение многопрофильное: все пациенты, находящиеся в тяжелом состоянии, независимо от возраста и патологии, попадают сюда до стабилизации состояния, а затем их переводят в специализированное отделение по профилю. Также здесь находятся послеоперационные пациенты, которые должны некоторое время быть под наблюдением анестезиолога-реаниматолога.
Если у человека остановится сердце, у врача есть всего 3-5 минут, чтобы начать реанимацию, в противном случае наступят необратимые повреждения мозга. Поэтому для реаниматологов самое важное качество — способность быстро принимать решения, практически молниеносно ориентироваться в ситуации. Так характеризует свою работу молодой специалист Павел Дмитриевич Синицкий. Он из Гомеля, в Мозырь прибыл по распределению. «Нравится работать, — говорит он. — Здесь у меня хорошие учителя, старшие коллеги».
Молодой доктор отвлекается на телефонный звонок. Подробно объясняет своему собеседнику состояние одного из пациентов и врачебные назначения для него. Потом поясняет нам: «Родственники звонили. Любой человек, у которого близкий находится в тяжелом состоянии, будет переживать». Таких звонков в день врачи получают немало.
Вместе с Павлом Дмитриевичем, а также с еще одним молодым анестезиологом-реаниматологом Василием Игоревичем Чернобыльцем (5 лет работает в отделении) мы оглядываем оснащение палат. В каждой из них – монитор, на котором отражаются жизненные показатели человека, аппарат искусственной вентиляции легких, дозаторы (специальные шприцы, подсоединенные к технике), чтобы равномерно вводить препарат в одной концентрации.
Есть еще одна специализированная комната – реанимационный зал, куда попадают пациенты «с улицы» или из других отделений, если их состояние крайне тяжелое и требует экстренных мер. Здесь есть все необходимое для реанимационных мероприятий: аппарат ИВЛ, мониторы, дефибрилляторы, наборы для детской и взрослой интубации, а также диагностическое оборудование – перевозной рентгенаппарат.
– Реанимационное отделение само по себе предполагает экстренность. Но в особых случаях пациент попадает в эту комнату. А после стабилизации состояния его везут в палату. В других случаях все необходимые реанимационные мероприятия проводятся уже сразу в палате, – поясняют доктора.
Отдельно нужно сказать о среднем и младшем медицинском персонале отделения. Если коротко, то реанимация – одно из самых «тяжелых» отделений в больнице, наряду с хирургическими и операционным отделениями. Поэтому от медсестер и санитарок, которые работают здесь, требуются особые навыки и знания, а еще – мобильность. Медсестра Наталья Дмитриевна Жарова в профессии без малого 20 лет. В анестезиологии-реаниматологии – чуть меньше. О реанимации не мечтала, пришла по обстоятельствам, как говорит она. Но втянулась и осталась надолго. «Конечно, работа очень напряженная, но к напряженному ритму быстро привыкаешь. Единственное, к чему не получается привыкнуть, это к человеческому горю», – наша собеседница спешит развеять стереотип о том, что все медики циничны.
Еще одна часть работы наших героев – избавлять пациентов от боли. Медики прошлых столетий и тысячелетий искали свои способы сделать хирургическую операцию для пациента менее мучительной: поили опиумом, использовали лед, приемы удушения, даже били по голове, чтобы больной потерял сознание. Но все это были ненадежные методы. С тех пор, к счастью, медицина шагнула далеко вперед, появились эффективные и надежные средства для анестезии, и теперь врач-анестезиолог-реаниматолог – очень важный человек в операционной. Именно он, следя за состоянием пациента и ориентируясь на него, дает разрешение хирургам на проведение каких-либо манипуляций.
Мозырские анестезиологи-реаниматологи работают по особому графику: месяц – дежурство в отделении, месяц – работа в операционных. Наш фо- токорреспондент, предварительно облачившись в хирургическую спецодежду, отправился делать кадры в «святая святых» отделения гнойной хирургии. А вскоре и сам опытный анестезиолог-реаниматолог Виктор Павлович Мацукевич, работавший на операции, вышел к нам.
Виктор Павлович пришел работать в Мозырскую больницу сразу после мединститута. Затем уходил на службу в армию, в 1993 году вернулся и до сих пор трудится анестезиологом-реаниматологом в отделении.
– Сегодня обеспечиваю анестезиологическое пособие во время операции. На операционном столе – молодой человек. Пациенты, к сожалению, часто предпочитают «перетерпеть» свою болезнь. Но лучше вовремя обращаться к врачу и, если необходимо, соглашаться на операцию. Квалификация хирургов и анестезиологов, современное оборудование позволяют свести риски к минимуму. Мы несем ответственность за то, что мы делаем.
– Ваша работа предполагает много общения с пациентом? Люди часто волнуются перед операцией…
– Да, обязательно. Накануне плановой операции мы беседуем с пациентом об аллергии на препараты, перенесенных болезнях, да и просто настраиваем его на операцию, чтобы человек мог довериться врачам.
– А вы сами из врачебной династии?
– Нет, я сын шахтера, родом из Солигорска. А вот моя супруга тоже врач. Она педиатр, мы познакомились в институте, затем приехали вместе в город на холмах – Мозырь, и здесь очень понравилось. Тут и остались.
Могу сказать точно, что в профессии анестезиолога-реаниматолога нет случайных людей. Требования к нам очень высокие, а зарплата не является приоритетом. Чтобы остаться работать, надо любить это дело: у нас в отделении работают те, кто не может себе представить жизнь без реаниматологии и кто понимает, насколько он нужен пациентам.
– Вы помните, сколько людей спасли от смерти?
– Великий врач, который впервые сделал пересадку сердца, Кристиан Бернард как-то сказал: «Я спас только одну жизнь – собачью». Он был молодым доктором, пришел к фермеру, больному пневмонией. Во дворе бегала домашняя собака: по словам жены фермера, несчастное животное должно было стать лекарством от болезни. «В наших краях с живой собаки сдирают шкуру, обертывают ею больного, считается, что это очень помогает», – так объяснила женщина. А антибиотики тогда только начали находить широкое применение. Бернард предложил: «Давайте попробуем мои лекарства», – и дал больному антибиотики. Фермеру стало намного лучше. Выходя от пациента, Бернард обратился к собаке: «Я спас твою жизнь».
Мы помогаем людям в трудную минуту. А насчет спасенных жизней – есть «небесная канцелярия», которая ведет счет спасенным, но не мы. Мы стараемся помочь людям в трудную минуту, когда они тяжело пострадали. У многих на слуху и случаи ДТП, и криминальные происшествия в нашем городе. Везде приходится вступать в дело анестезиологам-реаниматологам. Поверьте, люди, которые здесь работают, всегда стараются сделать все возможное. И вовсе не из-за зарплаты, хотя она могла бы быть и немножко больше. Но мы работаем. У нас есть долг перед людьми. Нас научили лечить, мы знаем, как это делать, и мы обязаны помочь.
Для меня примером таких людей высокого долга являются наш заведующий Анатолий Николаевич, который в профессии уже 40 лет, а также врач Николай Сергеевич Иштокин, из более младшего поколения – Василий Федорович Чилей да и все врачи нашего отделения. Они честно и добросовестно исполняют свои обязанности.
Среди врачей отделения анестезиологии и реаниматологии есть и женщины. Конечно, мы понимаем, что им тяжело, в том числе физически, но рядом с ними всегда есть мужчины, которые подставят плечо. Да и в целом у медицины женское лицо, многие врачи – представительницы прекрасного пола. На нас женщины смотрят – нам стыдно проявить слабость, трусость, незнание и неумение, – улыбаясь, завершает разговор Виктор Павлович.
… Покидая отделение, замечаем на входной двери маленькую икону. Задумалась: мы часто склонны ждать чудес, которые будут ниспосланы свыше, но при этом не замечаем чудес земных, которые творятся руками наших докторов. Хотя сами доктора нередко замечают, какой потрясающий эффект производит порой сила человеческой веры. А вера – в людей ли, в Высшие силы ли – безгранична.
Добра вам, счастья и благополучия, уважаемые врачи-анестезиологи-реаниматологи!
РЕАНИМАТОЛОГИЯ – ЭТО ШКОЛА ВЗАИМОВЫРУЧКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На наши вопросы более подробно ответил заведующий отделением Анатолий Николаевич КОЗЕЛ.
– Как появилась в Мозыре служба анестезиологии-реаниматологии?
– Анестезиологическая служба Мозырской городской больницы начала свою историю с 1964 года в составе хирургического отделения. Первым анестезиологом была Ольга Дмитриевна Бысенко. В 1975 году уже работали четыре анестезиолога: Владимир Брониславович Шабан, Лидия Петровна Лесина, Ольга Дмитриевна Бысенко, Зорий Иосифович Голубицкий. С января 1975 года открыто отделение анестезиологии (без палат). Возглавил его Владимир Брониславович Шабан. С июля 1975 года отделением заведовал Альберт Анатольевич Зарубин, который являлся моим учителем. 16 марта 1977 г. при Мозырской городской больнице было открыто отделение анестезиологии и реанимации с палатами интенсивной терапии на 6 коек. С апреля 1982 года и по настоящее время отделением заведую я. Старшими медсестрами отделения за этот период были Галина Ивановна Москалевич, Тамара Максимовна Сырцова, Тамара Ивановна Филиппова, Надежда Ивановна Лузан, в настоящее время – Наталья Петровна Макаревич.
– Расскажите подробнее о своей команде.
– В общей сложности в отделении работает 71 человек: 18 врачей, 40 медицинских сестер и 13 человек младшего медицинского персонала, которые осуществляют анестезиологическое пособие в отделениях хирургического профиля, обеспечивают комплекс по реанимации и интенсивной терапии. Также наши доктора оказывают консультативную и практическую помощь медицинским учреждениям города и 6 районов Полесского куста благодаря наличию службы санавиации.
В нашем коллективе нет случайных людей, все работают, как единый организм. Ведь если кто-то не будет справляться со своей работой, то о слаженной работе всей команды можно забыть. Поэтому все помогают друг другу и выручают в трудные моменты. Но недопустимо приписывать все заслуги только врачам отделения. С максимальной самоотдачей работали и представители среднего и младшего медицинского персонала – медсестры и санитарки, огромная нагрузка легла на всех. Каков бы ни был профессиональный уровень врача, но выходить тяжелого больного в одиночку он никогда не сможет. А в среднем за год через отделение проходит около двух тысяч больных.
– В чем особенности профессии врача-реаниматолога, какими качествами обладают эти специалисты? Наверное, даже среди других врачебных специальностей ваша выделяется своей «экстремальностью»?
– Экстремальность? Это, наверное, кому как. Ко всему со временем привыкаешь. Хотя, чего уж, в нашем коллективе мало людей, которые бы в отпуске ходили в горы, сплавлялись по рекам или прыгали с парашютом – всем острых ощущений с лихвой хватает на работе, в свободное время люди предпочитают спокойный отдых с семьей, друзьями. Эмоции по отношению к пациентам проявляются, но они завуалированы. И в короткие минуты отдыха, и по пути домой, и дома ты непременно продолжаешь анализировать информацию о пациентах и задаешь себе бесконечные вопросы. Все ли я сделал правильно? Ничего не забыл? Что еще можно было сделать в той или иной клинической ситуации? Это не та специальность, в которой, уходя домой, ты не думаешь о работе. Желающих идти к нам не так и много, но они есть. Это устойчивый процент людей. Но романтика проходит очень быстро, остаются самые преданные делу и работоспособные, фанаты. На плечах этих людей и держится служба. А если кто-то и уходит, то чем бы эти люди ни занимались, за них никогда не бывает стыдно, пройдя школу взаимовыручки и ответственности за результат своей работы, они на новом месте добиваются выдающихся результатов.
– В общении с родственниками ваших пациентов, наверное, тоже нужен особый подход?
– В отношении с родственниками пациентов он, конечно, необходим. Ведь они не могут видеть своих родных, поддержать и помочь им в трудную минуту. Поэтому всю информацию о них передает врач, и здесь важно правильно объяснить всю тяжесть состояния пациента. Иногда родственникам может казаться, что реаниматолог при разговоре с ними абсолютно спокоен и ко всему, в том числе к судьбе их родственника, абсолютно безразличен. Но, поверьте моему опыту, за тихой речью и улыбкой у самого спокойного врача на душе совсем неспокойно.
– Как часто вашим докторам приходится сталкиваться со случаями передозировки наркотиками и попытками самоубийства среди молодых людей? Сегодня, на ваш взгляд, это еще является серьезной проблемой?
– Случаи передозировки наркотиками, конечно же, случаются. Но нужно отдать должное профилактике, тенденция в этой ситуации наметилась положительная. Их становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи. Что же касается попыток самоубийств, то они, к большому сожалению, встречаются, но в основной массе это люди среднего возраста, нежели молодежь. Чаще это лица, имеющие психические отклонения или злоупотребляющие алкоголем. И, конечно, несмотря на уменьшение таких ситуаций, наркомания является серьезной проблемой, с которой необходимо бороться всем обществом.
– Немного личный вопрос: реаниматологи – верующие люди?
– Иконка была подарена отделению Мозырской епархией при освящении отделения. Да, в большинстве своем реаниматологи – верующие люди. Когда сталкиваешься со смертью каждый день, во что-то верить просто необходимо. И посещение пациентов священнослужителями по просьбе родственников – это не редкость.
– И, конечно, по случаю юбилея отделения не обойтись без пожеланий коллективу.
– От всего сердца хочется поздравить работников нашего отделения. 40 лет по человеческим меркам – прекрасный возраст: коллектив молод, полон сил и энергии, есть профессиональные успехи и достижения, но главные, я уверен, еще впереди. Также хочется поблагодарить всех ветеранов отделения, которые посвятили не один десяток лет врачебному делу, показывая пример молодежи, спасая здоровье и жизни людей.
Дорогие мои друзья, спасибо вам за радость нашей совместной работы, за взаимопонимание и поддержку! Всего вам самого наилучшего, здоровья, огромного счастья и успехов во всем!
Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото Александра СОЛОДКОВА