Женщина: рок или судьба?

2241

Наверняка каждый мужчина имеет свой любимый женский образ, и выразим надежду, что встреченная однажды раз и навсегда любимая Женщина этот идеал воплощает в полной мере.

Мужчины в постоянном долгу перед женщинами за их любовь, заботу, ласку, понимание, доброту, терпение и сотни других превосходных достоинств. Они воспевают женщину-мать, труженицу, хозяйку, хранительницу очага, практически согласились, преодолевая гордость, что и женщины-руководители не уступают мужчинам в деловых качествах.

А еще есть мнение Оскара Уальда: «Ничто так не льстит женскому тщеславию, как репутация грешницы». Поэтому рискнем предположить, что каждая женщина хоть раз в жизни считала себя роковой, вызвав бурю самых разных и противоположных эмоций в жизни мужчины и навсегда оставшись в его памяти.

ГЛАС НАРОДА

Определение из Википедии гласит: «Роковая женщина (фр. la femme fatale) – распространенный в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдает себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечет его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя». Чтобы узнать, насколько литературный образ соответствует жизненному, мы задали нашим респондентам простой вопрос: «Роковая женщина, по-вашему, это какая?»

Мужчины решили: «Опасная и непредсказуемая… Быть может, та, которая, обладая умом, находчивостью и корыстными побуждениями, может манипулировать мужчинами. Прикидывается уступчивой, но сама контролирует ситуацию. Потому что она над событиями, а не в них. Получив желаемое, объект внимания становится для нее неинтересен… Женщина, способная найти путь к твоему сердцу и без вкусных макарон. Женщина, история которой априори не может закончиться хэппи-эндом. Женщина, способная позволить декольте в любой ситуации. Женщина, способная вознести или зарыть. Женщина, которую любишь… Из-за которой идешь на необдуманные поступки, которая провоцирует или подталкивает на эти поступки…»

Юные девы уверены: «Эта дама достаточно хороша собой, с хорошей фигурой и прекрасным аналитическим складом ума (роковая женщина априори не может быть глупой или просто хитрой). Она уверена в себе. А мотивация ее планов, скорее, не личные интересы, а что-то более глобальное (долги семьи или помощь в беде дорогому ей человеку). Роковая женщина, несмотря на все привилегии, всегда несчастна… Двуличная – манипуляторы всегда такие… Первая ассоциация – жгучая брюнетка в красном. Но, конечно, необязательно «роковой» красотке быть брюнеткой. Пожалуй, это женщина, которая любит себя и сделает все для того, чтобы результат был удобен именно для нее. Это женщина, уверенная в себе, умная, не боится высказать свое мнение (а оно у нее есть, да и за словом в карман она не полезет), не думает о чужом мнении на свой счет. Я бы даже назвала ее расчетливой, «думающей дамой» – она четко знает, чего хочет, и идет к этому – и именно это отличает ее от просто «хорошеньких девушек». Не боится мужчин, считает себя на равных с ними и в то же время знает, что иногда нужно притвориться глупой, дабы достичь желаемого и очаровать кавалера. Ну и, думаю, не надо забывать об огне в глазах, кошачьей походке и каблуках – в общем, о внешнем виде, а уж о нем роковая красотка непременно заботится!»

Женщины в возрасте элегант-ности, т.е. после 30, пришли к выводу: «Угробит живого, воскресит мертвого… С избытком сексуальности… Женщина-загадка, оставившая неизгладимый след в жизни мужчины, но не оставшаяся с ним. Может, даже кардинально перевернув ее. В какую сторону? А это уж как кому повезет… Глубоко внутри несчастная и обиженная в ранней юности. Психологический уровень ребенка с желанием мстюльки… Мы, женщины, воспринимаем своих сестер с подсознательной ревностью. Не ждите ни от одной из нас объективного анализа, соврем…»

…Вспомнив совместно всех когда-то встреченных женщин и не найдя полного соответствия с получившимся собирательным психологическим портретом, мы решили обратиться к тем, кто этот образ создает на театральной сцене.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Докопаться до истины нам помогает Елена Федоровна ПРОКОПОВА, артист драмы высшей категории Мозырского драмтеатра.

– Елена Федоровна, говоря о роковых женщинах и вспомнив всех знакомых мужчин, не нашли ни одной истории типа «Полюбил ее за высокие показатели в работе» или даже «Вкусные щи варит»…

– Но при этом наверняка все ваши друзья-товарищи связали свою жизнь с добрыми покладистыми женщинами. Так что правило «Любят красивых – женятся на хороших» еще никто не отменял.

– У вас были роли, где пришлось играть женщину с неженским характером?

– В основном все мои роли такие, характерные и разноплановые. Взять героиню спектакля «Ханума», где моя героиня (Ханума) и добрая, и характер, где надо, проявляет, потому что у нее есть цель. Или Секлета из комедии «За двумя зайцами», которая и хорошая, встает на защиту дочери, но при этом и пробивная гром-баба. Так что все наши женщины по-своему роковые. Или Матильда из спектакля «Мужской род, единственное число…», где героиня идет к поставленной цели, не предполагая вначале даже, что это сложный неоднозначный путь… Наверно, такова наша жизнь: решая одну задачу, мы ставим новую, более сложную, которая требует все больших расходов душевной энергии. Причем не только своей, но и окружающих.

То же я могу сказать и про себя. Да, я мечтала быть актрисой, но кем я только не была на пути к этой цели, чем только не занималась! Спорт, танцы, работала швеей, и все в итоге пригодилось.

– Ставя себе цель, женщина понимает, что этот путь не усыпан розами, и придется поработать локтями?

– Естественно. В нашем жестоком мире невозможно прийти к цели, не расталкивая окружающих локтями. Потому что они тоже не менее энергично работают локтями. Просторного пути нет.

– Играя женщин с характером, или роковых, что в них от актерства, а что личное?

– Есть такое мнение, что наши анекдоты «из английского юмора» – это не английский юмор, а наше представление об английском юморе. И наша актерская профессия – это что-то представлять и что-то брать из жизни других. Наблюдение за окружающими людьми – естественное состояние артиста. Чье-то вызывающее поведение становится поводом для общественного осуждения, но для нас это материал для профессии, то, что потом мы попытаемся применить к себе, пусть никогда в жизни так не поступив. Поэтому здесь проявляется и свой характер, какой бы он ни был. Актеры в театре – это люди с темпераментом, обязательным буйством чувств. Поэтому, собрав по чуть-чуть от всех и наложив на собственную жизнь, и получаются персонажи, в том числе и роковые женщины, коварные обольстители и другие роли. Где-то подсмотренный жест, чья-то подслушанная интонация, увиденное выражение лица – и пазл сложился. И зритель должен поверить, что этот образ именно таким и должен быть.

Из последних спектаклей можно вспомнить роль бабушки из «Не покидай меня…». Сложный характер: капризная, как многие старики, но есть цель – выдать свою дочку замуж, чтобы у нее появились внуки… Чем не роковая женщина? И в итоге все у нее получается, где-то с Божьей помощью, где-то удача. Значит, в жизни надо всегда мечтать, всегда чего-то хотеть и к чему-то стремиться, тогда у вас все получится. Желательно, конечно, с добрыми намерениями.

– То есть женщина становится роковой, когда ей нужно достичь определенной цели? А так она белая и пушистая…

– Можно сказать и так. Недаром говорят: «Какую женщину мужчина разбудил, такую жену и получил». Мы все хорошие, но и жизнь подставляет подножки… И хорошо, когда, по Оскару Уайльду, у нас враги умные – без них тоже невозможно состояться, поэтому хорошо, что они у нас есть и заставляют нас идти вперед.

– На ваш взгляд, роковая женщина – это роль или судьба?

– Это роль. Такими не рождаются, ими просто становятся, смотря, кто рядом находится и каков твой жизненный путь, который порой бывает просто непредсказуемым и в полном соответствии с известным «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Когда мне говорят «Вот ты там на сцене играешь…», то хочется сказать, что ничего мы не играем, мы просто живем, привнося вот эти обстоятельства, которые могут быть и в пьесе, и в жизни, и мы просто входим в эту ситуацию.

Часто слышим от знакомых, что N. – хороший человек. А он не хороший, он просто удобен для вас. И когда он начинает себя вести «как мы не договаривались», мы тут же обижаемся и разочаровываемся, хотя он просто решил отстоять свои интересы, защитить себя. Поэтому я не верю, что кто-то однозначно хороший человек, в каждом есть и хорошее, и плохое, все зависит только от того, что мы от него хотим и как с ним поступаем. Так же и роковая женщина.

Я надеюсь, что в роковых женщинах тем, кому надо, а это любящие люди, друзья, знакомые, близкие, найдут то, что они хотят видеть, а именно – только хорошее. Пусть эта цель будет у каждого, кому повстречается такая женщина.

МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД

На те же вопросы пробует найти ответ Александр Васильевич МАЗЬКОВ – художественный руководитель народного молодежного театра «Легион» Дворца культуры ОАО «Мозырский НПЗ».

– Роковая женщина – это роль или призвание?

– Если исходить из названия, то рок, он же фатум, обычно предполагает что-то несчастливое. Поэтому при внешней привлекательности образа негативный окрас имеется. А если отвечать на вопрос, то возможны варианты. Кто-то играет, при этом бывает ведь и так, что маска прирастает, и от нее уже не отделаешься. Для кого-то это карма: женщина с этим родилась, это ее судьба – быть разлучницей, обманщицей, что-то ломать… И ничего хорошего в этом образе ни на сцене, ни в жизни нет. Поэтому хотелось бы пожелать всем мужчинам уберечься от фатальных, роковых женщин. Все-таки женщины-героини, будь то производство или воспитание детей, намного интересней, у них есть настоящая внутренняя сила, направленная на созидание, а не на разрушение.

– Роковая женщина – это по-нашему? Есть мнение критика Елены Ямпольской: «Наша женщина не может просто любить и быть счастливой. Нет, ей надо своей любовью мужчину непременно спасать, вытягивать из ямы, ставить на ноги…» В то время как роковая женщина не будет никого спасать и тянуть из ямы – она туда всеми силами толкает мужчину…

– Сложно судить о всех женщинах уже в силу принадлежности к другому полу. Возможно, строгая советская мораль, при которой мы прожили не одно десятилетие, с разбором аморального поведения на заседаниях парткома/профкома, поспособствовала тому, что такой тип не приветствовался и осуждался. Думаю, все же скорее «не наш». Наши женщины в большинстве изначально добрее, милосерднее и готовы ради своих любимых к самопожертвованию. За что честь им, хвала и наша мужская любовь и забота!

– Известно, что актеры любят играть отрицательные роли, давая волю потайным сторонам своей души. Сложно создать положительный образ, чтобы он был не карикатурным и достоверным. Поэтому вопрос: роковую женщину играть легко?

– Честно? Не знаю! Конечно, положительный герой часто выглядит скучновато, потому что он выступает в роли родителя:   «Этого не делай – это плохо, поступай вот так – это хорошо!» Современная тенденция в драматургии – у положительного героя непременно должен быть недостаток. Ну а роковые женщины, которых играют у нас в коллективе, это колдуньи, ведьмы, Баба-Яга, Ледяная королева… Они мыслят «скромно» и со вкусом: захватить мир! А любовной подоплеки – увести чужого мужчину – в их происках нет – для них это мелко. Наша самая роковая женщина – лже-донна Люция Д`Альвадорес из пьесы «Тетка Чарли из Бразилии», которую играет артист Виталий Богданик.

К счастью или нет, но пока нашими актрисами такие роли не сыграны. Но обещаю, мы задумаемся, чтобы такую пьесу найти и такой образ воплотить. Думаю, это будет хорошим театральным опытом. Исполнение роли роковой женщины нашим актрисам не повредит. Чтобы понимать, что такой быть не надо.

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

…Пока мы собирали материал для статьи, многим задавали вопрос: «У вас есть знакомая роковая женщина?» Положительные ответы были двух видов: «Уже трижды развелась, вновь собирается замуж…» и «Снимает в Минске квартиру, но оплачивает не она, ну вы понимаете…» Охотно допускаем, что в этом есть нечто роковое, порадовавшись про себя, что нас такой рок обошел стороной.

Мы недаром спросили, насколько это по-нашему – быть роковой женщиной, что предполагает известную долю эгоизма. Потому что за границей, например, очень ценятся наши медсестры. Даже не из-за профессионализма. Просто потому, что они больных не смотрят, а именно выхаживают – это чувство сострадания свойственно, наверно, только нашим женщинам и в самой высокой степени. И, может, не так уж страшно, что не всегда наши любимые и родные женщины «в красном, с кошачьей походкой и на каблуках», если благодаря им все-все живы, здоровы, окружены заботой и вниманием…

И уж тем более ничего не имеем против роковой встречи, которая закончилась созданием семьи, где спасаешься от всех жизненных неурядиц.

Всем женщинам – любви и добра!

Дмитрий КУЛИК

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: