Скоро Радуница… А это значит, что в круговороте жизненных дел мы не забудем сделать остановку на нашем пути: придем в храм заранее, чтобы успеть подать записочки за упокой усопших родных, близких, друзей, положить нехитрые дары на панихидный стол, посетить божественную литургию, а потом с зажженной свечой и смиренным сердцем, внимая каждому слову священника, слушать тихую молитву на панихиде… Невольно задумаемся о том, что жизнь вечная. А еще так мало сделано в этой жизни, временной, земной…
Уже потом мы едем на кладбище, чтобы посетить последние места земного приюта своих родных. Казалось бы: день поминовения должен быть обязательно грустным. Почему же это совсем не так? Потому что слово «Радуница» происходит от слова «радость». Празднуя Светлое Христово Воскресение в течение 40 дней, и особенно первую Светлую седмицу, мы действительно радуемся великой радостью. Эту радость мы приносим и живым нашим близким, и усопшим – на могилки, приветствуя и тех, и других: «Христос воскресе – воистину воскресе Христос!»
Вопреки расхожему мнению, Рудуница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской, а была языческой. Тогда в честь предков полагалось устраивать тризны: ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и т.д., которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста – задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Древний славянин видел в своих усопших дедах-прадедах уже не простых людей, а духов, которые обладали некоторыми божественными способностями. Радуница же была одним из дней, когда люди старались принести покойникам радость теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой: славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться…
С тех времен прошли сотни лет. Но многое ли изменилось? К сожалению, нет. Описанные ритуалы «благополучно» дожили до наших дней, только несколько видоизменившись. Благо духов уже никто не задабривает… На Радуницу приходишь на кладбище и видишь: на многих столиках разложена всевозможная пища, здесь конфеты, вино и водка. Как в кафе, не иначе! Люди сидят, разговаривают, выпивают, закусывают, только что не чокаются… Какую радость приносят они своим близким усопшим и друг другу?..
Сказать пару слов о покойном, выпить и закусить… А потом еще оставить на могилах оставшееся – собакам на съедение… Только ли на это мы способны? И как это может помочь тем, кто переступил чертог вечности?
О том, что не нужно пить на кладбище, каждый год говорят не только священники в церкви. Большую профилактическую работу в этом направлении проводят, например, сотрудники Мозырского РОВД. Так, если в день Радуницы в 2015 году было составлено 6 административных протоколов за мелкое хулиганство, 13 – за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или распитие спиртных напитков, 50 – по линии ГАИ (3 из них – за вождение транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения), то уже годом позже (Радуница 2016 г.), например, пьяным за рулем инспекторам попался один человек.
Приятно, конечно, что внешне мы «окультуриваемся», стараемся быть хорошими. А как же быть с тем, что упорно живет у нас внутри?
Своим поведением на кладбище в день Радуницы мы как бы показываем, что сердцем далеки от сути этого дня. Мы забываем о том, что, прежде всего, наша молитва, наша любовь, добрые дела нужны и усопшим, и живым! А еда, жертвуемая нами,– это всего лишь форма милостыни, которая нас самих должна сделать сострадательней, милосерд-ней, добрей…
Наша чистота и наше добро как бы передаются другим. А все мы – живые и мертвые – соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом…
Александр СОЛОДКОВ