Жилищно-коммунальные услуги: вопросы и ответы

836

– Почему в квартире, в которой не прописаны люди, но есть официальные квартиросъемщики (есть договор найма), тарифы на услуги технического обслуживания и отопления настолько большие?

– В соответствии с Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. №571 (далее – положение), с 27 июня 2014 г. наниматель, заключивший договор найма жилого помещения, относится к плательщикам жилищно-коммунальных услуг, на него распространяются все нормы положения, касающиеся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, как и к собственнику жилого помещения.

Так, если наниматель зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства, то начисление ему платы за техническое обслуживание осуществляется в соответствии с пунктом 19 положения (20 м2+10 м2 – по субсидируемому тарифу для населения, соразмерно общей площади жилого помещения сверх указанных размеров – по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги).

Также в случае регистрации нанимателя по месту жительства в жилом помещении начисление платы за отопление будет осуществляться по субсидируемому тарифу для населения.

В случае, если наниматель проживает по договору найма жилого помещения без регист-рации по месту жительства, плата за техническое обслуживание соразмерно общей площади жилого помещения, а также за отопление жилого помещения начисляется по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

Независимо от регистрации в жилом помещении, при за-ключении договора найма и предоставлении копии такого договора в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, плата за водоснабжение, водоотведение (канализацию) в пределах установленных норм; вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов начисляется по субсидируемым тарифам для населения.

– У меня в собственности есть жилой дом в деревне, в котором никто не зарегистрирован. Должен ли я заключать договор на вывоз мусора, если там никто не проживает? Дом используется как дача для временного проживания (в основном в летний период) и выращивания сельскохозяйственных культур.

– В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов относятся к основным жилищно-коммунальным услугам.

Жилищно-коммунальные услуги – услуги, включающие в себя коммунальные услуги, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с договорами.

Типовой договор на оказание услуг по вывозу от одноквартирных, блокированных жилых домов твердых коммунальных отходов, их обезвреживанию и переработке утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. №99. При этом отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.

– В квартире никто не зарегистрирован. Почему начисление платы осуществляется по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат?

– П.п. 3.1 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (далее – указ) предусмотрено, что каждый гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь, и в случаях и порядке, предусмотренном Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденным указом, обязан либо вправе зарегистрироваться по месту пребывания в пределах Республики Беларусь. Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только по одному адресу.

Согласно нормам Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. №571 (далее – положение), начисление платы по субсидируемым тарифам для населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляется гражданами, зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении.

Так, согласно п. 12 положения плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщиков жилищно-коммунальных услуг и (или) членов их семей.

Кроме того, в случае отсутствия зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении плательщика или членов его семьи плата за услуги водоснабжения и водоотведения (канализации), вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов осуществляется по тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Данная норма обусловлена тем, что, установив тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые значительно ниже фактических расходов, государством оказывается гражданам своего рода поддержка по их оплате. Вместе с тем данная поддержка  определена лишь в пределах определенных норм (нормативов) и только в одном жилом помещении, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.

Вышеуказанный нормативный правовой акт нормирует распределение бюджетных средств. При этом граждан не ограничивают ни в выборе места жительства, ни в правах собственности на жилые помещения и осуществления сделок с ними.

– В жилом доме не установлен прибор группового учета тепла. Как осуществляется начисление платы за подогрев воды и отопление в данном случае?

– Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. №571 (далее – положение), определен порядок начисления платы за услуги горячего водоснабжения (подогрев воды) и теплоснабжения (отопление) в случае отсутствия приборов группового учета расхода тепловой энергии.

Так, согласно п. 37 положения начисление платы за услуги горячего водоснабжения начисляется исходя из средних нормативов расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 воды.

В случае недобора (перебора) платы с плательщиков жилищно-коммунальных услуг за горячее водоснабжение (подогрев воды), проживающих в многоквартирных жилых домах, не оборудованных прибором группового учета расхода тепловой энергии на подогрев воды, за период с сентября прошедшего года по август отчетного года включительно исполнителем в сентябре каждого года производится перерасчет платы по нормативам фактического расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 воды, утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами.

Согласно п. 39 положения при отсутствии в многоквартирном жилом доме прибора группового учета расхода тепловой энергии расчет количества тепловой энергии на отопление жилых помещений производится исполнителем исходя из общей площади этих помещений и средних нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 м2 их общей площади.

В случае недобора (перебора) платы с плательщиков жилищно-коммунальных услуг за услуги теплоснабжения (отопления) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не оборудованных приборами группового учета, в течение отопительного периода исполнителем в мае каждого года производится перерасчет платы по нормативам фактического расхода тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади жилых помещений на отопительный период, утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами.

– Имеет ли неработающий пенсионер право на льготы по оплате за техническое обслуживание жилого дома, и с какого времени?

– П. 20 положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. №571, определено, что, независимо от общей площади занимаемых жилых помещений, плата за техническое обслуживание по субсидируемым тарифам для населения вносится неработающими пенсионерами (при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет), зарегистрированными по месту жительства в данных жилых помещениях, в случае отсутствия в них зарегистрированных по месту жительства трудоспособных членов семьи, при представлении соответствующих документов (пенсионное удостоверение, трудовая книжка и другое) исполнителю.

Таким образом, начисление платы за техническое обслуживание в указанном выше случае осуществляется неработающему пенсионеру с момента представления соответствующих документов исполнителю.

– Я находился на лечении в больнице две недели. За какие жилищно-коммунальные услуги мне сделают перерасчет платы?

– Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. №1466 (далее – положение), установлен порядок перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг (обращение с твердыми коммунальными отходами, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, электроэнергия, потребляемая на работу лифта) (далее – коммунальные услуги) при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа, в соответствии с которым плата за данные виды услуг не взимается, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд.

Временно отсутствующие граждане не освобождаются от внесения платы за отопление жилого помещения и за техническое обслуживание лифта (п. 5 положения).

Перерасчету платы подлежат те коммунальные услуги, которые можно измерить в натуральных величинах и потребление которых варьируется каждый расчетный период (каждый месяц), т.е. потребители данных коммунальных услуг оплачивают фактическое потребление этих услуг.

Государственное предприятие «Мозырский райжилкомхоз».

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: