Долгое время в Глыбоцком почти никто не знал, что их земляк Михаил Борисенко является одним из пионеров советского ракетостроения. Имя и деятельность выдающегося ученого и конструктора были засекречены. Сегодня Гомельщина по праву гордится достижениями Михаила Ивановича, а его портрет украшает парадный зал дворца Румянцевых и Паскевичей. Впечатлениями о встречах с ним с журналистом «Маяк» поделилась внучатая племянница Ирина Смоликова.
Юные родственницы Михаила Борисенко из Глыбоцкого — Ирина и ее сестра Людмила — узнали о двоюродном дедушке-конструкторе будучи школьницами. О Михаиле Ивановиче рассказала их мама Татьяна, а девчонки предложили написать письмо в далекую Москву. Ответ пришел не сразу, но был очень теплым и душевным, с приглашением приехать в гости.
— Перед отъездом мы послали Михаилу Ивановичу телеграмму, которую долго не хотели принимать на гомельском главпочтамте. Слишком необычным был адрес: «Москва. Астра. Борисенко». Но именно по нему доставляли корреспонденцию на личный почтовый ящик засекреченного ученого, — рассказывает Ирина Смоликова.
Судьба Михаила Борисенко — пример того, что выдающихся достижений можно добиться, даже родившись в простой крестьянской семье. В голодные довоенные годы прокормиться в деревне было непросто. Из Глыбоцкого многие уезжали на заработки в Москву, а кто-то оставался в столице жить. Один из старших братьев Михаила, заимев свой угол в городе, забрал к себе младшего. Тяга к знаниям и большие способности в точных науках помогли Мише поступить в Московский энергетический институт.
— Стать студентом Михаилу Ивановичу было непросто: он ведь учился в белорусскоязычной школе, и русский язык знал хуже. Поэтому поступил в институт только со второй попытки, — рассказывает Ирина Михайловна.
Когда грянула Великая Отечественная война, институтскую аудиторию пришлось сменить на военное училище. Пройдя ускоренный курс обучения, Михаил Борисенко был направлен в 8-ю военно-воздушную дивизию. Служил в роте связи, но даже здесь не забывал о науке — вносил предложения по совершенствованию работы радиостанций. Наш герой был отмечен высокими боевыми наградами, среди которых орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги».
В послевоенное время Михаил Иванович попал в команду молодых ученых, которых набирал «отец космонавтики» Сергей Королёв. И это было большой удачей для раскрытия его таланта.
В рамках работы над созданием первой отечественной ракеты Р-1 Михаил Иванович занимался системой радиокоррекции. Успешные испытания техники прошли в 1948 году. А в 1952-м Михаил Борисенко возглавил отдел научно-исследовательского института, разрабатывавший системы радиоуправления для межконтинентальных ракет. На первом искусственном спутнике Земли, выведенном на орбиту, было оборудование, созданное этим коллективом. В дальнейшем система связи использовалась при запуске автоматических межпланетных станций, следовавших к Луне, Марсу, Венере.
Михаил Иванович преподавал в Московском авиационном институте, являлся кандидатом в члены-корреспонденты Академии наук СССР, руководил Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом.
— Мы с сестрой понимали, какими важными и нужными для страны делами занимается Михаил Иванович. Приятно было осознавать, что он не отделяет себя от нас, деревенских родственников, даже, наоборот, гордится своими корнями. При личных беседах в безукоризненно грамотной речи московского ученого иногда проскальзывали наши местные слова и поговорки. Да и вообще, чувствовалось, что человек он простой и открытый, несмотря на высокий статус и заслуги, — говорит Ирина Михайловна.
Герой Социалистического Труда Михаил Борисенко скончался прямо на рабочем месте — это случилось в 1984 году. Он посвятил свою жизнь науке и космосу, сохранив в душе любовь к малой родине — далекой белорусской деревне Глыбоцкое.