Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… Л.А.КАССИЛЬ
Часто взрослые считают, что для ребенка самое важное — хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугами? Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей. Понятно, работа с родителями должна носить планомерный характер. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте учитель—дети. В этой работе необходимы звенья: учитель—родители, родители—дети. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, необходима психологическая перестройка учителей и родителей. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек и безопасного поведения детей является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период дети значительную часть времени проводят в семье, где закладываются основы отношений к себе и своему здоровью, сохранению жизни. Здоровый образ жизни — это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром. Сотрудничество с родителями есть основное условие развития современной школы.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать финансовые проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. На формирование культуры, здоровья, безопасного поведения детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими являются семья, ее образ жизни, привычки, традиции.
Семья — один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья, прежде всего, у родителей. Образование родителей в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.
Основными функциями взаимодействия школ Мозырского района и родителей являются:
-информационная;
-воспитательно-оздоровительная;
-формирующая;
-охранно-оздоровительная;
-контролирующая;
-бытовая.
Основная задача взаимодействия — формирование активной педагогической позиции через вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями, активное участие родителей в воспитании детей. Главными направлениями организации работы школ с семьей по здоровьесбережению и сохранению жизни несовершеннолетних являются:
-составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
-организация диагностической работы по изучению семей;
-использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
-организация просвещения родителей, их консультирование. Основой тем консультаций могут стать показатели тестирования физического развития ребенка и физической подготовленности;
-создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников). Родителям необходимо не стремиться освободить ребенка от уроков физической культуры, они так же важны, как и любой другой предмет в школе; способствовать систематическим занятиям физкультурой и спортом; участвовать (вместе с учителями) во всех спортивных мероприятиях школы как в роли участников, так и болельщиков; утверждать здоровый образ жизни в семье; избавиться от вредных привычек и вести активный образ жизни, научиться без-опасному положению в обществе;
-выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания по формированию здорового образа жизни через работу семейных школьных клубов;
-внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
-оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, профилактике и диагностике наркомании, алкоголизма, табакокурения, предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
-использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
-создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);
-активное включение в работу с семьей всех специалистов школы;
-оказание помощи родителям в развитии у детей потребности в здоровом образе жизни, социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»);
-тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, и др.);
-расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых!
Уважаемые родители! Помните, что очень важно:
-проводить с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
-напоминать детям об опасности пребывания на водоемах без сопровождения взрослых в период каникул.
В ночное время, с 22.00 до 6.00, детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.
Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред.
Обратите внимание на возможные случаи возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость; непотушенные костры; поджог травы; неосторожное обращение с газовыми и электроприборами (как пример, случай в Барбаровском сельском Совете).
Постоянно напоминайте детям о том, что нельзя заходить в нежилые, заброшенные дома, подвалы, чердаки, играть на стройплощадках, котлованах, карьерах; запрещено забираться в жилые дома, а также на придомовые территории с целью совершения правонарушения.
Уважаемые родители, помните: сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых!
Любовь КЛЕПЧУКОВА,
начальник отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома.