Домашние яблочки против квадратных апельсинов: нужно ли рынку создавать имидж?

672

Рынок можно по праву назвать неотъемлемым элементом городской инфраструктуры, еще с незапамятных времен это центр торговли, гибко реагирующий на самые неожиданные вариации спроса и предложения. Есть немало оснований полагать, что развитие городских рынков будет идти по пути их тотальной трансформации в торговые центры, это, пожалуй, на самую далекую перспективу, а пока здесь во всех проявлениях кипит жизнь и… играет музыка: да-да! Чтобы привлечь взыскательного покупателя, сегодня нужно прилагать титанические усилия.
О том, что нового в торговой среде, отвечая на вопросы нашего журналиста и читателей газеты, позвонивших на прямую линию, рассказывают директор ООО «Темпо» (рынок «Привоз» и ТЦ «Дружба») Игорь Марьянович БИЛИНСКИЙ, зам. директора ООО ПКФ «Неначь» (рынок «Славянский») Михаил Петрович РАДИВОНЧИК и специалист по арендным отношениям ООО «ИстПал-Торговый центр» Людмила Николаевна ДЕДКОВСКАЯ.

— Несколько лет назад за «круглым столом», организованным в редакции, мы, правда, в несколько расширенном составе обсуждали тему нехватки торговых площадей. Как решается этот вопрос, и существует ли в целом сегодня такая проблема?
М.П.Радивончик: «Отмечу другую проблему — нехватку парковочных мест, несмотря на то, что для них отведена треть общей территории, остальное, собственно, сам рынок. Часть парковки открыта для жителей микрорайона, многие из которых, по сути не являясь покупателями, оставляют здесь свои машины, а тем, кто приехал за покупками, некуда приткнуться. Что касается торговых площадей: мы хотели бы еще расшириться — трудностей, препон в этом нет никаких. Стараемся отходить от традиционных роллетов: торговля должна приобретать более цивилизованный вид».
И.М.Билинский: «В последние годы можно наблюдать тенденцию к уменьшению общего количества ИП по стране. К большому сожалению, принимают решение о закрытии статуса предпринимателя и мозыряне, торгующие у нас на рынке. Так что перед нами первостепенной стоит задача находить новых арендаторов для высвобождающихся торговых площадей.
Согласен с коллегой: сегодня нужно идти по другому пути — по пути улучшения обслуживания, поиска иных форматов. В 2016 году мы ввели в эксплуатацию павильоны с максимально удобными условиями для приобретения товаров, торговые объекты находятся буквально в шаговой доступности от парковки — не нужно утруждаться, доставляя тяжелую покупку до авто, теперь это дело нескольких секунд. В этом году здесь же, напротив кафе «Че Гевара», начали работать павильоны, где в более широком ассортименте представлены напольное покрытие, электротовары для дома, товары для покраски автомобиля».
Л.Н.Дедковская: «Проблем с заполняемостью у нас нет, есть лист ожидания арендаторов, которые хотят работать в наших торговых центрах, а также в обычных павильонах. В развитие торговых площадей мы вкладываем особый смысл. Своевременным и верным было решение о реконцепции мясо-молочного павильона под розничный торговый центр, где основную площадь занимает крупный торговый оператор «Остров чистоты».
На сегодняшний день закончено строительство 11 павильонов вдоль Торгового центра «Малининский», где будет представлен широкий набор различных услуг и сегментированных товаров. Строительство началось уже с 70%-м набором арендаторов. С помощью техники «холодных звонков» были налажены контакты с новыми деловыми партнерами, которые, к слову, не имели ни малейшего представления о Мозыре. Часть нынешних арендаторов самостоятельно нашла информацию о расширении торгового центра на сайте istpal.by».
— Что бы вы могли предложить сегодня предпринимателям, готовым заняться торговлей? Какие ниши свободны на ваших рынках?
М.П.Радивончик: «Ряды, которые работают с продовольствием, заняты на 100%. Сегодня мы готовы предложить место тем, кто готов предоставить услуги: под турагентство, под прием заказов на что-либо. Есть свободные торговые павильоны и для промышленной группы товаров».
Л.Н.Дедковская: «У нас есть помещение 112 кв. м для торговли мебелью, товарами для дома, сантехникой. Думаю, не нужно озвучивать условия арендных каникул и др. — об этом мы расскажем заинтересованным лицам».
И.М.Билинский: «Предприниматели Мозыря могут взять на заметку: у нас на рынке не представлена услуга по ремонту электроинструмента и оборудования. Будет иметь успех также торговля декоративным камнем, спец-одеждой, текстилем для дома, сантехникой, садовой и сельскохозяйственной техникой, узко представлены кровельные материалы, автомобильные шины и аккумуляторы — уверен, этот ассортимент позволит завоевать свободную нишу на рынке, наработать отличную клиентскую базу».
— В прошлом году общественность бурно обсуждала законодательные изменения, связанные с сертификацией товаров. Давайте проговорим о том, к чему пришли в итоге. Коснемся смежной темы — протекционизма: как же сделать так, чтобы индивидуальные предприниматели захотели продавать белорусские товары вместо импортных?
М.П.Радивончик: «Почему проблемно идут белорусские товары? Думаю, в первую очередь, ввиду слабого ассортимента. Не все позиции закрываются белорусскими производителями. Вот пример: великолепные белорусские футболки, но их всего, если сказать грубо, 3 вида, а турецких — 23. Недавно наши предприниматели стали торговать детской одеждой брестского производства. Не знаю, в чем феномен явления: когда покупателям говорят, что это наше, белорусское, они начинают задумываться, стоит ли покупать. Хоть и отшито все безупречно. А про сертификацию мне сложно размышлять — о нюансах лучше спросить у самих предпринимателей».
И.М.Билинский: «Я — за единство стандартов. В России нет ответственности за отсутствие у предпринимателя сертификации, а у наших предпринимателей есть. Это по меньшей мере странно, ведь работаем в едином поле — Таможенном союзе, значит, и спрашивать должны со всех одинаково. В Беларуси мало оптовых баз, а это ограничивает выбор и в целом вредит бизнесу. Видел негативные надписи на торговых базах для оптовиков в России, белорусов не везде хотят обслуживать: с нами много «заморочек».
Нужно понимать, что спрос диктует покупатель, ему нужно дать право выбора, правильно проинформировать: эта одежда сертифицирована, а эта — нет. Это будет честно.
О поддержке всего белорусского можно говорить долго. Да, мы можем годиться промышленными гигантами, которые изготавливают высококлассную одежду, обувь, галантерею, но они порой такие неповоротливые и негибкие. Нам нужно не бояться заимствовать идеи: учиться не должно быть стыдно. Необходимо подсматривать, например, у Китая не столько модели, цвета и прочее, сколько обращать внимание на производственные подходы: не надо годами выпускать одно и то же, экспериментируйте с малыми партиями».
Л.Н.Дедковская: «Белорусские предприниматели в ожидании нормативных правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса, изменения в законодательстве ожидаются серьезные: речь идет об отмене плановых проверок, введении института налоговых консультантов, предусмотрен ряд других актуальных новаций. Будем надеяться, что новый документ коснется и темы сертификации.
Белорусские производители предлагают одежду высокого качества, но в сравнении с импортерами не всегда по доступной цене. Хороший пример — белорусский бренд «Нелва», но и для них, и других, работающих в «премиум-сегменте», найдется свой покупатель… Недавно в Торговом центре «Апельсин» открылся фирменный магазин от фабрики «8 Марта», также у нас представлены такие белорусские бренды, как «Mark Formelle» и «Westerly» — великолепные коллекции! Проблема в том, что белорусский легпром ищет возможность для реализация крупного объема продукции, а другая сторона, малый бизнес, для которого главный маркер — потребность рынка, не готова брать ответственность за большие партии. Есть белорусские производители, которые нацелены именно на экспорт, им белорусский рынок в принципе не интересен: пример — могилевская детская верхняя одежда. Еще один момент: производители почему-то не заинтересованы в рекламе, на их сайтах не обновлены сведения об ассортименте и ценах. Кому в таком случае нужно помогать, если производители сами себе не хотят помочь?»
— Чувствуете ли конкуренцию со стороны крупных торговых центров, какие изменения могут произойти в сфере торговли с приходом сетевых компаний? Нужно ли сегодня создавать рынку имидж?
И.М.Билинский: «Давно прошли времена 90-х, когда было необходимо лишь привезти товар в Мозырь, это тогда его расхватывали, как горячие пирожки, сегодня, чтобы его реализовать, нужно очень стараться. Если хотите, идет борьба за покупателя. Как любая другая организация, предприятие, рынок должен заботиться о своем имидже, не нормально, если этого не происходит.
Уверен, есть категории покупателей, которые никогда не пойдут за покупками в большие торговые центры: там они будут себя чувствовать потерянными. Продавцы с модельной внешностью — это красиво и приятно, но с ними не всегда поговоришь за жизнь, да и антураж не тот, а для покупателя сегодня важно, чтобы его понимали, чувствовали, знали. Там ведь продавцы, как роботы в маркетах: пик-пик-пик… У нас — живое общение и торг: хоть наш народ это делать — торговаться, сбивать цену — не умеет, но я при случае всегда говорю: торг всегда уместен! Поэтому искренне считаю: фешенебельные торговые центры — далеко не для всех».
Л.Н.Дедковская: «Посещая различные семинары и форумы, которые проходят в Минске с представителями «Украинской торговой гильдии» и другими бизнес-тренерами, мы часто слышим одну и ту же аксиому, что рядом с торговым центром всегда будет рынок. И сейчас, и потом».
М.П.Радивончик: «Согласен: для одного нужен модельный продавец, а для другого — продавец, с которым можно обсудить все новости. Вы знаете, иногда и беспокоишься, если не видишь того или иного покупателя-пенсионера. Увидел — значит, все нормально, жив-здоров».
— В торговых монополиях, как правило, цены ниже, например, на фрукты и овощи… Это не мешает?
Л.Н.Дедковская: «Рядом с рынком «ИстПал» расположено несколько крупных продуктовых ритейлов. Однако все арендаторы, торгующие плодоовощной продукцией, долгие годы остаются с нами, т.к. качество товара, обслуживание и живое общение с продавцом привлекают постоянных покупателей».
И.М.Билинский: «Давайте поговорим не о стоимости — о качестве. Буду говорить огульно, чтобы никого не обидеть и не нанести урон деловой репутации: на рынках, на «Привозе» точно, вы не найдете квадратных апельсинов. Продукция всегда свежая и отборная».
— Покупатель сегодня голосует все же рублем. Каким образом вы оповещаете о скидках, акциях и пр.?
И.М.Билинский: «Мы приняли решение о том, что каждую неделю на нашем рынке, если природа не будет вводить свои коррективы, устраиваем тематическое мероприятие. Приобрели дорогое музыкальное оборудование, проводим интерактивные программы, в ходе которых, между прочим, говорим о заявленных скидках — в этом вопросе, признаюсь, не всегда удается нам сразу найти общий язык: продавцы привыкли работать по старинке, они не видят смысла в снижении цен. Очень живые мероприятия у нас получились накануне Нового года, в День влюбленных, в День белорусской вышиванки, когда мы делали показ моделей от «Надэкс», в Международный день защиты детей. Наш рынок становится по-настоящему дружественным детям: ребятишки на выходных у нас поют, танцуют, играют… Пробуем интерактив и в сети: разыгрываем с нашими покупателями призы от арендаторов. Многие не верят, что им достается приз просто так (улыбается). О всех акциях, праздниках широко информируем в соцсетях, заметили, что нашим посетителям особенно нравится просматривать короткие видеоролики: что ж, будем развивать и это направление».
Л.Н.Дедковская: «Да, соглашусь, что «Инстаграм» работает, это сейчас очень популярно. К слову, я подписана на страничку вашего сотрудника (к И.М.Билинскому).
Мы, в свою очередь, следим за актуальными тенденциями в маркетинге торговых центров. Как уже говорилось ранее, наши сотрудники постоянно проходят обучение, в том числе посредством вебинаров. Много времени и внимания мы уделяем и нашему присутствию в сети. Благодаря сайту istpal.by и аккаунтам в популярных социальных сетях мы можем поделиться новостями торговых центров и рынка, рассказать о предстоящих акциях.
Опыт проведения различных по формату и тематике мероприятий у нас обширный: «ночные» распродажи, показы новых коллекций в сотрудничестве с ведущими модельными
агентствами страны, тематические праздники, творческие мастер-классы, ярмарки изделий ручной работы и т.д. В торговых центрах вы можете обратить внимание на уникальные тематические фотозоны, которые очень популярны у наших посетителей.
Я с позиции посетителя наблюдала за проведением таких особенных для нас дней и пришла к выводу, что наш покупатель теряет способность расслабляться, просто удивляться чему-либо. Как можно равнодушно пройти мимо виртуоза-саксофониста, радующего посетителей живой музыкой? А ведь проходят… Разбаловали мы потребителя, скажу я вам».
— На ваш взгляд, может ли прижиться в Мозыре акция типа «ночь скидок»?
И.М.Билинский: «Мозырь пока не готов к «ночи скидок»: цель не оправдывает средства».
М.П.Радивончик: «Наше поколение привыкло делать покупки после работы и идти домой. К тому же, когда фонари выключают свет, как-то непривычно думать о шопинге. Это, наверное, удел жителей мегаполисов, это у них ночная жизнь кипит, мы же ночью готовимся к рабочим сменам…»
Л.Н.Дедковская: «Как тенденция: покупатель сегодня совершает покупку обдуманно, а скидка является дополнительным инструментом мотивации. К тому же практически в каждом магазине сегодня есть целые отделы с пометкой «Распродажа» или «Скидка».
— Сегодняшний звонок от читательницы касался несанкционированной торговли: красивого, ухоженного места возле «ИстПала» буквально не видно за торговыми развалами. Как вы думаете, такая торговля вообще искоренима? Несколько раз бывала в составе рейдовых групп по несанкционированной торговле, похоже, штрафы сегодня никого не пугают…
Л.Н.Дедковская: «Бордюрная торговля — давняя городская проблема. С асфальта торгуют товаром, привезенным из Украины, он не сертифицирован, а значит, у него нет допуска на наши торговые ряды. Бороться самостоятельно с этим явлением мы не уполномочены».
И.М.Билинский: «Проблема — в покупателях. Как можно покупать товар с мест, где бегала собачка, куда ложатся выхлопные газы? Ума не приложу. Вот вам и вся забота о своем здоровье! Уверен, если покупатель объявит бойкот таким торговцам, они исчезнут как явление. Вот пример: в прошлом году мы проверили в своей лаборатории грибы, допустимые нормы были превышены в 15-20 раз, естественно, к торговле мы их не допустили: продукт был опасен для здоровья! Но продавцы перешли через дорогу и с бордюра все равно благополучно его реализовали… А потом мы лечимся, тратимся на аптеку, жалуемся на слабый иммунитет, а ведь мы — то, что едим. Более ответственно относитесь к своему питанию!»

Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: