Как живет общежитие ОАО «Мозырьпромстрой»?

998

Когда житие общее…

В одном из репортажей молодой строитель на вопрос, чем нравится работа в ОАО «Мозырьпромстрой», на первое место поставил: «Сразу дали общежитие…»

«Сегодня у нас только одно общежитие на ул. Интернациональной, — рассказывает Светлана Дмитриевна Колоцей, заведующий, а также администратор гостиницы ОАО «Мозырьпромстрой». — Оно больше считается семейным. На этажах общие кухни и туалеты в конце коридора, порядок поддерживают сами жильцы. У семейных мебель своя; у холостяков — казенная, словом, все, как в обычном общежитии.

Заведующий общежитием Светлана Колоцей: очаровательный порядок, обаятельная строгость.

Мест пока хватает. Есть «двушки» — большие комнаты, естественно, для семейных с детьми, их уже свободных нет. Холостяков селим в комнаты по два человека. (Вспоминаются студенческие годы и общежитие, где за счастье было жить втроем). Комната примерно 16-18 «квадратов», по сравнению с нашим бывшим общежитием на ул. Притыцкого здесь побольше. Работники живут только свои. Очередей у нас действительно нет. Люди стали серьезнее, держатся за работу, а также, потому что есть общежитие, идут именно к нам. Не было ни разу, чтобы кому-то не дали комнату».

Семья Янкевич: наша семья — наша крепость.

Самое первое впечатление от визита в это, если официально, «место временного проживания» — внушительный автопарк детских колясок, дающий потрясающий заряд оптимизма в стиле «Прорвемся! Все у нас получится!» А еще вспоминается российский писатель Евгений Гришковец: «Детей нельзя себе позволить или не позволить. Детей нужно хотеть».

Семья Стрельченко: когда на улице ненастье и неохота выходить, то чашка чая — просто счастье… и это счастье можно пить…

Еще не зная жильцов лично, начинаешь их заочно уважать. До сих пор памятна история, как в одном из домов пенсионеры выжили со двора юных футболистов, мешавших им отдыхать на заслуженном отдыхе. А в этом общежитии за такую терпимость, понимание, терпение, взаимовыручку можно простить и некоторые шероховатости в характере.

Марк Мурса приехал из Гомеля на стажировку в УМиТ-156.

«Детей у нас много, по двое, трое в семье, — подтверждает Светлана Дмитриевна. — Так что общежитие демографии не помеха. Да и не такие уж у нас плохие условия. Сама жила в этом общежитии больше 6 лет. Хочу сказать, что сейчас люди живут лучше. В комнатах у семейных мебель под заказ, не ширпотреб. Аккуратные хозяева, уют — заходишь в комнату, и сердце радуется. Легко работать, потому что со многими начинала, когда они еще жили на ул. Притыцкого холостяками, а потом поженились. Из нововведений: оборудовали комнаты для стиральных машин. Сделали все культурно, наши семейные жильцы вынесли свои агрегаты сюда.

Есть ли претензии от проверяющих? Замечания будут всегда, но обычный случай: уборщица все с утра помыла, убрала, а дети прошли-пробежали, что-то ненароком запачкали, бумажки от конфет за батарею закинули — как обычно, чтобы родители не видели, что много сладкого едят без разрешения. Такого, чтобы неделями не убиралось, у нас нет».

Общежитие — это еще и неизбежный очерк нравов. Из своего детства вспоминается соседка с высшим образованием, периодически ссорившаяся с окружающимися. Как следствие: если на общей кухне у кого-то что-то выбегало-выкипало из кастрюли, оставленной на время без присмотра, она никак не реагировала, потому как «я обиделась!». А также вроде как само собой разумеющееся для «общаги» пользование без спроса чужими вещами, воровство продуктов, которое кажется милым, веселым и озорным, похоже, только тем, кто берет чужое без спроса.

Народная мудрость: семейная каша гуще кипит.

«Не считаю, что общежитие способствует ухудшению нравов, — размышляет Светлана Колоцей. — Если человек с детства приучен что такое хорошо, что такое плохо, то общежитие не переломит его в худшую сторону. И несомненный плюс: попадают к нам новоселы из неблагополучных семей с неустроенным бытом и проблемами во взаимоотношениях. И видят, что можно жить в любви и доброте, как строятся отношения в хороших семьях — сами начинают тянуться, следить за собой, что-то менять в характере.

За время моей работы только один раз был случай, когда кому-то в шутку или из вредности подсыпали в борщ соль на кухне. А если бы что-то выкипало из кастрюли, то сразу сработала бы сигнализация. Жалоб, что что-нибудь пропало, точно не было.

Для наших жильцов обычное дело оставлять друг другу детей. Малыши здесь как братья и сестры. Утренники новогодние прошли замечательно, на двух этажах хороводы водили. Когда Дед Мороз выбился из сил, сама бороду надела. И все прошло здорово.

Проблемы все решаемы. Например, есть дежурство по кухне, ребята-холостяки поначалу дежурят хуже. Кто-то дома уборкой не занимался, у кого-то свои понятия о чистоте, кому-то поначалу усердия не хватает. Старожилы любят иной раз пожаловаться, но я их убеждаю, что где-то надо и самим быть снисходительнее и терпеливее, иначе обиды будут только увеличиваться, и отношения лучше точно не станут».

Жизненное наблюдение утверждает: «Вахтера женского общежития мужики начинают понимать только тогда, когда у них рождается дочь». Как проникнуть в общежитие, непременно «к девчонкам», еще одна тема для различных шуток.

«Пропускной режим был всегда, но пару лет назад мы его решили ужесточить, теперь пускаем только по документам, — Светлана Дмитриевна становится строгой. — Поначалу были обиды, но сейчас уже никто не возмущается. Цель: не борьба за нравственность, а для порядка. Общие кухни, много колясок, поэтому соблазны взять чужую вещь есть. А у вахтера объективно нет возможности бегать по этажам, чтобы проследить, действительно ли гость пошел по адресу. Опять же дети за себя еще не все смогут постоять. Иные гости приходят со своими не всегда здоровыми привычками, самая очевидная — курение. В здании курить нельзя — пусть взрослые за своим здоровьем не следят, но дети-то почему должны страдать из-за ядовитого дыма!? Свои уже привыкли к порядку, за которым следят сами и поэтому берегут, а гости — это еще и пользование общим туалетом, умывальником. О нежелательных визитерах наши жильцы обязательно сообщат. Провожу беседу: либо воспитывайте, либо просто не пустим.

Ночевать можно родственникам, только хозяева сначала должны заявление написать. Да и неудобно запрещать, если родные приехали проведать. Тем более, просто так кого попало семейные не приводят.

С «просто друзьями» сложнее. Для холостяков «вечер встреч» должен закончиться к 23.00. Поэтому молодежь предупреждаю: «Хотите встретиться с любимым/любимой — снимайте номер в нашей гостинице».

Традиционный журналистский вопрос: что хотелось бы пожелать. Светлана Колоцей мыслит реально и конкретно: «Никогда не помешает ремонт, в идеале — новые окна. Это уже насколько будет позволять ситуация в организации. Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали, что они пришли жить в общежитие, и чрезмерные претензии «вы нам должны… вы нам обязаны…» не уместны. Должна быть собственная ответственность. Что положено от нас, мы стараемся выполнять.

В конце концов, общежитие, как и любой дом, предприятие, учреждение — это форма, а содержанием мы его наполняем сами. С каким чувством и настроением мы сюда придем, такой наша общая жизнь и будет».

…Доводилось читать и самим сталкиваться с ситуациями, когда люди, привыкнув к общежитейскому укладу, уже не хотят отсюда уезжать. «Нет, у нас все хотят жить в своем доме…» — подводит итог нашей беседе Светлана Дмитриевна. Пожелаем всем, чтобы эта мечта сбылась.

Дмитрий КУЛИК

Фото Александра СОЛОДКОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: