В зареве Октября. Как это было на Мозырщине

782

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года определила пути развития человечества. Эти события не могли не отразиться и на жизнедеятельности Мозырщины. Как это было?

В начале 1917 года Мозырь, как  и многие другие города восточных и центральных районов Белоруссии, испытывал все тяготы прифронтовой жизни, находясь в тылу 3-й русской армии. Общее количество предприятий цензовой промышленности к 1917 году по сравнению с 1913 годом в Мозырском уезде уменьшилось в 2,7 раза. К этому времени гражданское производство промышленности составило примерно 15% довоенного объема. Цены на продукты питания и одежду увеличились в 5-7 раз. За годы Первой мировой войны уровень жизни населения чрезвычайно снизился. В это время число всех жителей в г. Мозыре, включая близлижащие хутора, составляло чуть более 13 тыс. человек. Весть о февральских событиях в Петрограде телеграф донес до Мозыря в начале марта. Стало известно о создании Временного правительства. В учреждениях стали вводиться новые административные должности, и занимавшие их люди были представителями этого правительства. Вместо уездного начальника был учрежден уездный комиссар, на должность которого был назначен крупный помещик Булчак-Флеров, но в связи с протестами различных организаций и комитетов, во множестве появившихся после революции, он вынужден был оставить свою должность, и административная власть в Мозыре и уезде перешла в руки вновь утвержденного товарища прокурора Минского округа эсера Фалевича. Булчак-Флеров стал во главе Мозырской уездной земской управы.

В начале марта в Мозыре были проведены выборы в Советы. Совет рабочих возглавил представитель партии эсеров Малыкин. Во главе Совета солдатских депутатов стал полковник Каменев. В середине апреля оба эти Совета объединились. В состав исполкома объединенного Совета вошли Каменев, Малыкин, Корнев, Лакин, Ермаков, Злотников, Гофштейн, Гурецкая. В апреле был создан Совет крестьянских депутатов, лидирующей политической силой в нем были социалисты-революционеры (эсеры).

Одной из причин политической неустойчивости мозырян весной 1917 года являлось наличие множества политических партий, выступавших с различными программами (их было более 10). Каждая из партий пользовалась определенной поддержкой различных групп населения. Разобраться в этой пестрой политической палитре было довольно сложно. Обстановка усугублялась многонациональным составом населения: евреи, белорусы, русские, украинцы, поляки, литовцы, татары и др.; малочисленностью промышленного пролетариата; обилием мелкобуржуазных групп и организаций; близостью фронта и наличием беженцев.

В апреле 1917 года была создана объединенная организация РСДРП, в которую вошли большевики и меньшевики. С этой партией довольно тесную связь поддерживали бундовцы. Большевики, находившиеся в то время в меньшинстве, ставили перед собой сложнейшую задачу завоевать численное большинство в политических организациях, а вместе с ним и государственную власть. Как оказалось впоследствии, эта задача была уже не столь нереальной. Их лозунги отвечали потребностям дня, и народ к ним прислушивался. Им были присущи политическая гибкость, оперативность и упорство. В это же время в Мозыре начали успешно организовываться профсоюзы. Был создан общегородской профсоюз, повсюду избирались фабричные комитеты. Так, 25 апреля такой комитет появился на спичечной фабрике «Молния». В его состав вошли 5 человек. С 27 апреля здесь был введен 8-часовой рабочий день без перерывов при работе в две смены. После пожара, случившегося в 1915 году, фабрика не была полностью восстановлена, и ее производственные мощности были задействованы только на 50%. В середине мая на 8-часовой рабочий день перешла фанерная фабрика «Прима». Решение о введении 8-часового рабочего дня на мозырских предприятиях было принято городским Советом рабочих депутатов 8 апреля. В постановлении было сказано: «Не дожидаясь создания соответствующего закона, добиваться осуществления 8-часового рабочего дня на фабриках, заводах, торгово-промышленных предприятиях, в мастерских и иных учреждениях города Мозыря и тех пунктах его уезда, которые послали своих делегатов в Совет, без уменьшения заработной платы». Сверхурочные работы допускались в виде исключения и оплачивались в двойном размере. В канун праздничных дней устанавливался 7-часовой рабочий день. Использование женского и детского труда не допускалось. Это решение было опубликовано в газете «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов и Мозырского Совета крестьянских депутатов» №3 от 11 мая 1917 года. Согласно переписи населения в Мозыре проживали 9456 чел., из них 4186 мужчин и 5270 женщин. В 16 окрестных хуторах количество жителей составляло 3718 человек (1661 — мужчины, 2057 — женщины). Кроме этого, 233 человека числились как временно проживающие.

Временное правительство продолжало опостылевшую народу войну. В силу своей классовой ограниченности оно не могло дать миллионам простых людей ожидаемых свобод и изменить их положение к лучшему. В мае-июне 1917 года состоялась серьезная забастовка рабочих лесопильно-фанерного завода на станции Птичь Мозырского уезда, выполнявшего военные заказы. Возглавил забастовку заводской комитет, предъявивший владельцу завода Берману требования о повышении заработной платы на 40%, увольнении неугодных должностных лиц, создании примирительной комиссии и учреждении больничной кассы. 3 июня на станцию Птичь выехали представители Мозырского Совета рабочих и советских депутатов, которые выступили на защиту бастующих. В итоге забастовка, длившаяся 26 дней, закончилась в пользу рабочих. Владельцы некоторых предприятий региона старались заставить людей работать на преж-них условиях и были недовольны созданием профессиональных союзов, защищающих права рабочих. Так, 1 июля Мозырский Совет рабочих и солдатских депутатов на своем заседании обсудил положение, сложившееся на пивоваренном заводе Павицкого. Представитель рабочих завода сообщил, что владелец намерен закрыть предприятие с целью «кадрового обновления». По данному случаю было проведено расследование и приняты соответствующие меры для улаживания конфликта.

Наряду с этим в Мозырском уезде развертывалось движение крестьян, которые самовольно захватывали помещичьи земли, вырубали леса и т.д. С 29 апреля по 1 мая в Мозыре состоялся 1-й уездный крестьянский съезд. На нем присутствовали 310 делегатов. В работе съезда принял участие «народный социалист» из Петрограда Е.С.Канчер. На нем обсуждались вопросы об отношении к войне и миру, к Временному правительству, о государственном строе, были затронуты национальный вопрос и проблемы образования. Однако в центре внимания на форуме оказалась земельная тема. В решениях съезда по этому вопросу сказано следующее: «Все земли — казенные, удельные, монастырские, церковные, частновладельческие — должны перейти в государственную собственность без всякого выкупа… Земля не покупается и не продается…» Сразу же после съезда во многих деревнях Мозырского уезда началась реализация его решений. В мае-июне крестьяне села Рудня приняли резолюцию о бесплатном изъятии вышеперечисленных по принадлежности земель. Подобным образом поступили и крестьяне сел Морочи, Рубля, Дяковичи, Люденичи и др. В эти же дни владельцы имений «Каролин», «Сидельники», «Дудичи», «Барбарово» и др. обратились в Министерство внутренних дел с жалобой на самоуправство крестьян.

После июльских событий в Петрограде Временное правительство перешло в открытое наступление против оппозиционных партий и движений. Политическая обстановка в стране обострилась. Состоявшийся в начале августа 6-й съезд РСДРП взял курс на подготовку вооруженного восстания и свержение существующей власти. Рабочие мозырских предприятий в августе также провели митинг под политическими лозунгами, поддерживающими забастовку. После съезда мозырские большевики вышли из объединенного Совета и образовали свою самостоятельную организацию. 23 августа Полесский комитет большевиков направил письмо Мозырской партийной организации с предложением принять участие в созываемой в Минске конференции большевиков Северо-Западного края. В дни корниловского мятежа Мозырский городской Совет занял очень решительную позицию. Опираясь на боевые рабочие дружины, созданные на предприятиях города, и солдат Мозырского гарнизона, он взял под свой контроль железнодорожные станции Калинковичи и Мозырь, пристань на реке Припять, почту и телеграф. 30 августа на ст. Калинковичи было задержано несколько эшелонов пехоты и артиллерии, снятых по распоряжению генерала Корнилова с Юго-Западного фронта и двигавшихся в сторону Петрограда. После митинга, проведенного 31 августа, солдаты задержанных эшелонов отказались следовать дальше, арестовали офицеров-мятежников и заявили о своей готовности вести борьбу против «корниловщины». Мозырский Совет 4 сентября принял решение, в котором осудил контрреволюционный мятеж Корнилова, потребовал немедленного введения рабочего конт-роля над производством и распределением, национализации банков, крупных промышленных предприятий, прекращения грабительской войны, усиления борьбы с разрухой и голодом, установления прогрессивного налога на доходы буржуазии. В середине мая состоялся 2-й съезд крестьянских депутатов Мозырского уезда, в июне — 3-й. Оба они прошли в острых политических дискуссиях. 5 сентября состоялся 4-й уездный крестьянский съезд, на котором чувствовался рост влияния большевиков. В решениях съезда указывалось на необходимость перехода власти в руки рабочего класса и крестьянства, передачу помещичьих земель крестьянам, прекращение репрессий против рабочего класса, отмену смертной казни на фронте и др.

В октябре-ноябре 1917 года состоялись выборы в Учредительное собрание, напряженность в обществе нарастала. 6-7 октября состоялся 5-й крестьянский съезд Мозырского уезда, вызвавший особое беспокойство властей. В президиум съезда были избраны большевики Азаров, Кривошеин, Мохнач, крестьяне Чубарь, Мисюченко, Ветров. Руководителем съезда был солдат-большевик Н.А.Кривошеин. Он был также избран почетным председателем Мозырского уездного Совета крестьянских депутатов. На съезде была принята резолюция, где говорилось о немедленном проведении следующих мероприятий: передаче власти Советам, восстановлении справедливого мира, передаче земли крестьянским комитетам, контроле над производством и обращением товаров, контроле над банковской системой и выражении политической воли. Решение 5-го съезда крестьян Мозырского уезда вызвало бурную реакцию буржуазной прессы. Газеты «Свободный народ», «Речь» и др. с раздражением отмечали, что этот съезд крестьян, утвердивший большевистскую революцию, породил «анархию» в уезде. 10 октября мозырский уездный комиссар Фалевич в телеграмме на адрес главного управления милиции сообщал: «В Мозырском уезде аграрные беспорядки разрастаются, крестьяне захватывают частновладельческие земли, разделяя их между собой… Положение с каждым днем ухудшается».

17 октября министр внутренних дел послал минскому губернскому комиссару телеграмму, в которой потребовал принятия самых решительных мер, вплоть до применения военной силы для подавления аграрного движения в Мозырском уезде. Но уже никакие меры, принимаемые Временным правительством, не могли отсрочить час его падения.

В ночь на 25 октября (по старому стилю) 1917 года в Петро-граде отряды красной гвардии, революционные матросы и солдаты арестовали в Зимнем дворце Временное правительство и 2-й Всероссийский съезд Советов, одновременно приняв первые законы новой власти — Декреты о мире и о земле, образовав первое советское правительство — Совет народных комиссаров во главе с В.И.Лениным. В это же время власть в Минске и Минской губернии перешла в руки военно-революционного комитета. В Мозыре советская власть, как ее понимали большевики, устанавливалась довольно трудно. Сказывалось то обстоятельство, что в Советах рабочих и солдатских, крестьянских депутатов на первых порах после Октябрьской революции большевики по- прежнему оставались в меньшинстве. Только 11 ноября (24 ноября по новому стилю) 1917 года в Мозыре был образован ревком, во главе которого стал большевик Павлов — солдат 530 Васильсурского полка. Поскольку в Мозырском Совете рабочих и солдатских депутатов продолжали оставаться в меньшинстве представители соглашательских партий, которые продолжали в основном политику свергнутого Временного правительства, ВРК сразу же решительно начал брать городскую и уездную власть в свои руки и развернул большую агитационную и организационную работу по перевыборам в Совет с целью его полного подчинения влиянию большевиков. Уездные комиссары Фалевич и Леокумович были смещены со своих постов и заменены матросами Барабановым и Мартиновичем, которые сочувствовали большевикам. Начальником мозырской уездной милиции стал А.М.Кухновец.

Таким образом, власть Советов в Мозыре и уезде устанавливалась в сложной политической и социальной обстановке. Перевыборы в Советы, проведенные в ноябре 1917 года, не принесли большевикам полной победы. 22-23 декабря состоялся 6-й крестьянский съезд Мозырского уезда. Хотя председателем на этом съезде, как и на предыдущем, был избран большевик Азаров, эсерам удалось убедить делегатов принять резолюцию, в которой говорилось о необходимости создания федеративной республики и «однородно-социалистической исполнительной власти» из числа представителей нескольких партий. Важной победой большевиков на этом съезде было признание военно-революционного комитета единственной властью в уезде. Именно ВРК стал тем инструментом борьбы за советскую власть в городе и уезде, который добился ее установления, как это понимали большевики, в январе 1918 года.

Александр СОЛОВЬЕВ,
внештатный корреспондент (материал подготовлен на основе исторических сведений).

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: