Заработать, сохранив здоровье

676

Современный строитель должен не только осваивать новейшие технологии, но и ответственно относиться к своему здоровью, сознательно выполняя все требуемые меры безопасности на насыщенной опасными зонами строительной площадке.

О том, как этого добиться, с нами размышляет Михаил Викторович ЛОБАН, начальник сектора охраны труда ОАО «Мозырский ДСК».

– Одна из претензий межрайонной инспекции труда: на долж-ность инженера по охране труда назначаются люди без должного образования и в нагрузку к другой работе. Поэтому простите за нескромный вопрос: у вас какое образование?

– Высшее техническое, инженер-механик. Окончил Белорусский государственный технологический университет. Плюс опыт работы: на этой должности я чуть больше года, но до этого работал несколько лет инженером по охране труда. Так что образование, опыт и должность соответствуют профилю предприятия. Инструменты, оборудование, приспособления на самом заводе и на стройплощадках – с дипломом гуманитария здесь сложно справиться, но, как говорится, «было бы желание работать».

– Объективно из всех строительных организаций Мозыр-ского района у вас самая напряженная ситуация: предприятие полностью загружено, работа на объектах идет посменно, и застать вас в кабинете практически невозможно…

– …и стройки разбросаны на большой площади, поэтому постоянные командировки для мониторинга в части соблюдения требований охраны труда на стройплощадках. Гомель, Мозырь, в Минской области – Копище, Боровляны, Прилуки, Дзержинск, в России – Курск и Калуга.

Проходят встречи с начальниками участков, прорабами, мастерами, инженерами по охране труда наших подрядчиков и субподрядчиков. Согласовываем их и наши требования по охране труда, к персоналу, чтобы работать безаварийно, исключая травматизм, обмениваемся и делимся опытом.

– На совещаниях по охране труда одни и те же замечания повторяются из года в год, из проверки в проверку… Что мешает их устранить?

– Стройка – это объективно место, где ежечасно меняется производственная среда. Идет постоянное перемещение конструкций, инструментов, оборудования, оснастки. И бывает так, что проверка приезжает, когда идет переход из одной части дома в другую: здесь, скажем, ограждение убрали, а на новом месте еще не поставили. Но, вырванная из рабочего контекста, эта ситуация выглядит как нарушение.

Другой вопрос – ведение документации. Вся ответственность, несомненно, лежит на руководителях, мастерах и прорабах, и мы провели специальное обучение с ИТР по этой теме. Мне понравилось, что задавали много уточняющих вопросов, равнодушных не было. В иные моменты строительный объект напоминает огромный муравейник: работают люди с разных участков – электрики, сантехники, отделочники, монтажники, и начальнику участка, прорабу или мастеру, который отвечает за охрану труда на строительной площадке, сложно отследить все моменты. Поэтому в прошлом году мы ввели бригадную систему ответственности, помимо индивидуальной ответственности с талонной системой. И к нам начали обращаться как рабочие, так и прорабы с вопросами о правильной организации труда – наши телефоны есть на стенде на каждой стройке. Постепенно к ответственным должностным лицам приходит понимание, что незнание не освобождает от ответственности. Пришлось несколько раз наказать производителей работ, мастеров, но сегодня инструктажи соответствуют по видам работ и профессиям. Потому что электрогазосварщик и электросварщик ручной сварки, например, – это не одно и то же, соответственно, и инструкции по охране труда отличаются.

Над дисциплиной на стройплощадке надо работать постоянно, и одна из основных целей бригадной формы ответственности – снять нагрузку с прорабов, мастеров (им необходимо проводить входной конт- роль, контроль качества и, конечно же, контролировать безопасное выполнение работ), чтобы друг за другом смотрели и бригадиры, и люди. В итоге, проанализировав данные за 2017 год по такому виду нарушений, как неприменение средств защиты, имеем результат: за I полугодие – 20 случаев, за II полугодие – уже 7 случаев. Приходит понимание, что затяжными «перевоспитываниями» никто заниматься не будет – каждое нарушение будет наказано.

– Каков, на ваш взгляд, самый эффективный метод воспитания?

– Скажем так, время уговоров прошло, поэтому только рублем. По-другому пока не получается. В любом случае, при каждом конкретном факте нарушения учитываются тяжесть проступка, предшествующая работа и опыт работы по данной профессии. В прошлом году служба охраны труда домостроительного комбината провела несколько собраний в коллективах по всем интересующим людей вопросам, рассказав о требованиях безопасности, дав все разъяснения. Подчеркну: не отдельно мастера, отдельно рабочие, а общие, чтобы могли услышать не только нас, но и друг друга. И в итоге добиться, чтобы работник, как положено, немедленно уведомил своего непосредственного руководителя, а дальше по цепочке любое должностное лицо организации о допущенных нарушениях в охране труда. Должно быть не только такое взаимодействие, но чтобы оно нигде ни на одном из этапов не глохло по расхожему принципу «почему не сообщил? – ой, я забыл… и пр.».

Конечно, есть те, кто к нашим выступлениям относится с усмешкой, но надо помнить, что правила по охране труда, инструкции по охране труда пишутся кровью… И суть наших требований в том, чтобы все пришли домой после смены здоровыми, целыми и невредимыми, начали сами заботиться о своем здоровье и безопасности.

– Психология – вещь тонкая и непредсказуемая. Как быть с такой возможной ситуацией, говоря о бригадной ответственности: «Мы с тобой соседи, со школы знакомы, а ты начальству меня «закладываешь», что я каску не надел…»?

– Во-первых, я не сторонник, так сказать, «махать шашкой» (этому учу и своих специалистов), и каждое наказание предваряет разбор нарушения. Во-вторых, надо понимать, что когда происходит несчастный случай, то каждый сам за себя, друзей нет. До работы и после никто не мешает дружить, общаться. Но когда вы приходите на объект или на завод, то наниматель, который обеспечивает вас работой, заработной платой, средствами защиты, вправе потребовать соблюдения трудового распорядка и всех нормативных обязательств.

Помню, были несколько раз обиды «вы у меня забрали…». Нет, не я забрал – этот работник сам у себя забрал, и пусть будет благодарен за науку. Конечно, поначалу бывают эмоции, когда наказываешь, но до «кровных» обид не доходит. Просто все надо аргументированно, понятно и доступно объяснять.

Так что когда оправдываются, дескать, спешил, поэтому не обратил внимания, то объясняем, что на больничной койке работник себе ничего не заработает, следовательно, нужно делать работу не только оперативно, но и безопасно. Сейчас все для этого есть.

Есть и личный опыт работников, работавших в те времена, когда не было такого обилия инструментов и приспособлений. Кто падал и получал травмы, тот и сам подготовится к работе, как положено, и тех, кто рядом трудится, учит.

– Человеческий фактор – это не только безалаберность, но и усталость. ДСК работает посменно (дневные и ночные), новые расценки сегодня таковы, что работать надо больше за те же деньги… Как уберечься от таких объективных сложностей?

– На предприятии созданы еще две бригады, чтобы не сбивался трудовой ритм. Нормы по трудовым часам мы соблюдаем. Если человек работает ночью, то есть научные рекомендации, как организовать себе режим дня на этот период, и сознательный рабочий должен его соблюдать, не отвлекаясь на посторонние дела.

Неоднократно поднимался вопрос: смотрите за состоянием работников! Если человек плохо себя чувствует, то лучше не рискуйте: норму он все равно не выполнит, а беда может произойти…

– Насколько ваши рабочие свободны в своих правах? Ибо не редкость случаи, когда заставляют делать непрофильную работу, используя сомнительные аргументы…

– В инструкциях закреплено право работника отказаться от выполнения работы, если она угрожает его жизни и здоровью.

И рабочие, и ответственные должностные лица об этом знают, звонят или интересуются в ходе проведения проверок о том, как безопаснее выполнять тот или иной вид работ. Это называется обратная связь… Надо не бояться отстаивать свои права, закрепленные как на законодательном уровне, так и локальными документами.

Обратная сторона: человек вышел на работу, ему выдали все необходимые средства защиты, а он их не применяет, то спросим по всей строгости. А если все это видела еще и бригада и не приняла мер, то будет наказана и она.

– Одно из пожеланий проверяющих: не только наказывать за нарушения, но и поощрять тех, кто работает без замечаний…

– У меня есть свои данные за весь год по работе каждой бригады. Есть, например, один коллектив (бригада), который за год не получил ни одного замечания. Все с удостоверениями, все в спец-одежде, понимают и устраняют все замечания, реагируют на все наши требования. Поэтому буду ходатайствовать перед нанимателем, чтобы каждому члену бригады было дополнительное премирование. Это не мои личные симпатии, а, говоря официально, данные работники «оказывают содействие и сотрудничают с нанимателем в деле обеспечения безопасных условий труда».

Кстати, такие работники трудятся быстрее и лучше остальных. Но есть и с отношением «сойдет и так…» – они либо наказываются, либо им снижаются премии.

– В годы перестройки инженеры по охране труда первыми пошли под сокращение, чтобы не мешали начальству работать. Каковы взаимоотношения вашей службы с руководством предприятия, которому объективно надо выполнить массу показателей и сохранить коллектив, а для этого работать в высоком ритме, а тут еще вы со своими требованиями?

– Позиция нанимателя прозрачна: работа должна выполняться качественно и в установленные сроки, но при этом при выполнении любого вида работ должна быть обеспечена безопасность, а это не только деятельность строителей, но и функционирование оборудования. Поэтому во всех вопросах охраны труда и главный инженер П.Л.Банчук, и гендиректор А.А. Соболев целиком на нашей стороне, и мы чувствуем их поддержку.

Безопасное производство работ – это ведь одна из составляющих имиджа предприятия. И мы взяли курс на то, чтобы больше работать именно с людьми, помимо линейного состава. Хорошо, когда есть обратная связь, и рабочие обращаются к нам по всем производственным моментам.

Охрана труда – дело коллективное, постоянное, и оно не может быть заботой только одной службы. Руководители всех структурных подразделений и сами рабочие обязаны соблюдать законодательство об охране труда и нести ответственность не только за себя, но и заботиться о коллегах, с которыми находятся плечом к плечу ежедневно.

Люди должны и отдыхать с пользой, на работе иметь возможность пообедать в комфортных условиях, быть уверенными в том, что зарплату выплатят в срок и в полном объеме, а за хороший труд обязательно поощрят – словом, чтобы никакие посторонние мысли не отвлекали от трудовой деятельности.

Дмитрий КУЛИК

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: