Интервью с Викторией Баграенок – одной из ведущих молодых артисток в мозырской студии циркового искусства «Арена»

Если вы – простой зритель, который не вхож за кулисы цирка, то вам наверняка покажется, что у молодых артистов «Арены» подготовка посерьезней будет, чем у космонавтов. Невероятные рискованные трюки, и все это с улыбкой… кажется, даже без особых усилий. Так ли это на самом деле? Нам расскажет Виктория Баграенок, которая в «Арене» уже лет десять и прошла путь от малышки-дошкольницы, умевшей разве что «колесо» сделать, до опытной артистки, завоевывавшей награды на мировом цирковом первенстве в Монте-Карло. И не только в Монте-Карло! Но обо всем по порядку.


Моя собеседница Виктория – разносторонняя артистка. Она и гимнастка на полотнах, и эквилибристка, и канатоходец. Кстати, номер «Канатоходцы», который она исполняет вместе с коллегами по работе (да-да, ведь для ребят студия «Арена» – это еще и место работы), не раз завоевывал награды различных цирковых фестивалей. В том числе Гран-при! И вполне заслуженно: это один из самых эффектных и головокружительных номеров артистов «Арены».

Когда-то Вика даже и думать не могла, что будет выступать перед самыми взыскательными зрителями, среди которых была даже настоящая принцесса государства Монако. Началось все с того, как 10 лет назад попробовать себя в качестве артистки цирка девочке предложила ее сестра Алина, которая как раз сама начала заниматься.

– Сестра стала приглашать меня: «Пошли, вдруг получится». Я пришла, попробовала – и все завязалось. Алина уже оставила цирк, а у меня все оказалось надолго.

– Каким было первое знакомство с «Ареной»?
– Первым делом познакомилась с руководителями – Борисом Григорьевичем и Марией Николаевной Кузнецовыми. Я, конечно, поначалу стеснялась, мне нужно было освоиться.

Как это было? Покрутила обруч на руке, сделала кувырок, колесо… Вот и все, что я умела тогда. Этого, конечно, было недостаточно, но для начала, как я подумала, уже что-то. Мне понравилось в «Арене», я стала заниматься и развиваться. Мне тогда было 5 лет. Многие думают, что сюда берут только детей с какими-то особенными задатками. Но мы совершенно обычные дети. Чтобы стать цирковым артистом, нужно просто много тренироваться.

– Сильно вас мучили на тренировках и репетициях?
– Нет, что вы! Нас никто не мучает. Все занимаются по доброй воле.

– Со стороны все эти трюки выглядят чем-то запредельным…
– Конечно, если каждый день их повторять, то можно научиться очень сложным трюкам. Главное – упорство и желание. Этого должно быть очень много, и в этом основная сложность.

Серьезные трюки сразу не рождаются. Чтобы работать на полотнах, необходимо было сначала развить нужную физическую форму. Проще говоря, подкачаться. Так обстоят дела и с другими жанрами.

– С чего ты начинала?
– Как раз с подкачки и растяжки. А мой первый номер был в жанре воздушной гимнастики.


– Ты помнишь свое первое выступление?
– Если честно, не помню, как оно прошло. Помню только, что это был номер на полотнах. Дальше я выступала как эквилибристка, номер «Каучук». Конечно, пришлось долго тренироваться. Я была маленькая, часто не понимала, что и как надо делать, да и сил на выполнение таких сложных упражнений не было. Как минимум года три ушло на подкачку.

– А насколько страшно выступать? Кажется, одно неловкое движение – и артист упадет.
– Руководители никогда не отпускают на сцену неподготовленного артиста. Каждый день по два часа оттачиваются трюки, а еще разминка, чтобы не было крепатуры, – это когда ты потягиваешь мышцы, а на следующий день они сильно болят.
Но выходить на сцену страшно всегда, перед каждым выступлением волнение присутствует. Но уверенность в себе и своей подготовке помогает это преодолеть.

– О чем думает артист во время исполнения номера?
– Он сосредотачивается на выполнении трюков. Думает о трюке, полностью концентрируется на нем. Ничего не должно смущать или сбивать артиста, когда он на сцене. Нет права сдать назад. Когда есть настрой выступать, то уже знаешь, что номер будет выполнен качественно.
Разумеется, бывают моменты, когда ты не в настроении или что-то болит, но выходишь на сцену – все это забывается. А осознание того, что номер удался, и зрители довольны, придает сил вдвойне.

– Какой твой самый любимый номер?
– Все мои номера – любимые. Они все очень красивые, эффектные. Могу исполнить любой акробатический, гимнастический номер.

– У «Арены» много наград, в завоевании которых наверняка и ты приняла участие. На каких площадках довелось выступать?
– Я была в Израиле, дважды в Монте-Карло: первый раз был номер на ремнях, второй – «Канатоходцы». В Киеве с канатоходцами взяли Гран-при. Была в Германии, в России… Ах, да, еще на Кубе была, мы там тоже Гран-при взяли. Совсем забыла (смеется).

– Знаю, что артистам «Арены» повезло познакомиться со знаменитой принцессой Монако Стефанией, которая является президентом Международного циркового фестиваля в Монте-Карло. Какие впечатления остались от знакомства?
– Принцесса Стефания – очень простой человек, такой же, как и мы. Она даже ходила обедать вместе с артистами. Самое главное, что характеризует принцессу, – она невероятная поклонница цирка. Часами она была с нами, когда мы репетировали, поддерживала, что-то отмечала для себя. Когда мы там были во второй раз, принцесса сказала, что в Беларуси самые красивые дети.

– А есть ли у тебя свои любимые звезды цирка? Следишь за мировой цирковой жизнью?
– Я смотрю красивые цирковые номера, чтобы научиться новым трюкам, усилить свой номер и свои навыки. Всегда нужно двигаться вперед! Мы все в «Арене» очень любим цирк Дю Солей. Нет, сотрудничать пока не доводилось, будем надеяться, что все впереди. Мы многое умеем, и наверняка сможем составить с артистами Дю Солей достойные совместные номера.

– А опыт в телевизионных шоу у тебя есть?
– Да, есть. Это было интересно! Вместе с другими ребятами из «Арены» я участвовала в шоу «Я могу». Остались очень приятные воспоминания. Телевизионщики нас очень хвалили: мы не завалили ни одного дубля. Сказали, что с нами очень комфортно работать.
Пригласили также выступить в номере одной девочки на шоу «Я пою», мы делали номер на полотнах. Девочка пела несколько дублей, и нам тогда пришлось несколько раз повторять номер. Очень устали, но не подвели.

– А что, на твой взгляд, главное для циркового артиста?
– Необходима выносливость, потому что цирковые номера – это большой труд. Самое главное – чтобы было желание всем этим заниматься.

– А что значит цирк для тебя, какое место он занимает в твоей жизни?
– «Арена» – это второй дом. Здесь я провожу большую часть своей жизни. А Мария Николаевна и Борис Григорьевич – как вторые родители, строгие, могут поругать, но справедливые и относятся к нам с большой теплотой. Мы все, как сплоченная и дружная семья.

– Что ты думаешь об участии в цирковых представлениях дрессированных животных?
– Это очень интересно. Мы когда-то и сами хотели взять в «Арену» козочку, но потом отказались от этой идеи. За представлениями с участием животных интересно наблюдать, хоть и довольно страшно, особенно если участвуют хищные животные. Хотя, знаете, все-таки цирковых животных жалко. Мне, например, особенно жаль лошадок. Акробат, эквилибрист, жонглер может поспорить с руководителем, если ему что-то не нравится, а животное полностью зависимо от воли дрессировщика.

– Интересно узнать о твоей жизни за пределами цирка.
– Я учусь в средней школе № 1, у меня есть друзья, но, к сожалению, на встречи с ними не всегда хватает времени. Цирковые дела отнимают много сил. Иногда приходится жертвовать учебой, и спасибо учителям, которые понимают, насколько это важно для нас, артистов, – поехать на фестиваль, и помогают наверстать упущенное. Если честно, я не могу себя назвать примерной ученицей, и единственное, в чем я учусь на отлично, это физкультура.

– А друзья просят показать какой-нибудь крутой трюк?
– Постоянно (улыбается). Говорят, а постой на руках, а сядь на шпагат… Всегда так происходит – не отказываю.

– Ты планируешь связать свою профессиональную деятельность с цирком?
– Да, я хотела бы работать цирковой артисткой. К сожалению, в Беларуси нет циркового училища. Ближайшее училище находится в Киеве, и учиться там дорого. В «Арене» мы получаем полноценную профессию – артист цирка. Это дает возможность работать в любом цирке земного шара.
Многие из артистов нашего цирка получают физкультурное образование, становятся тренерами, а впоследствии продолжают работать в цирке.

– Спасибо тебе, Вика, за интервью, желаю тебе лично, артистам и руководителям «Арены» новых успехов и новых побед.
– Спасибо и вам!

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Сергея БОРОВИКА.