Главное – не потерять себя. О людях, которые из-за аварии на Чернобыльской АЭС сменили свое место жительства

386

Растерянность, страх и даже паника, неуверенность в завтрашнем дне, боль расставания… С такими эмоциями однажды пришлось столкнуться так называемым переселенцам – людям, которые из-за аварии на Чернобыльской АЭС сменили свое место жительства.


– В ту весну я оканчивала школу. Мы готовились отмечать Пасху, планировали, как и всегда, пойти на всенощную – это было замечательное время. Но однажды мы поняли, что что-то изменилось. Первое время никакой информации не было, и только можно представить, как страшно было наблюдать за какими-то необъяснимыми событиями… Например, по дороге один за другим ехала целая колонна автобусов. Куда они едут? Зачем? Мы не знали и стали паниковать…

Жительница д. Бобренята Галина Ефимовна Васько вспоминает свою юность с легким волнением. Так вышло, что то замечательное время легкости и беззаботности, которые свойственны практически всем молодым, было омрачено аварией на Чернобыльской АЭС.

«Люди бежали, но никто не понимал, от чего нужно бежать. Это потом уже появилась какая-то информация о том, что такое радиация, как себя обезопасить. А тогда мы только могли гадать. В этом-то и заключался самый большой страх – никто ничего не понимал. Сначала меня увезли в Минск к маминой сестре. Затем на какое-то время я уехала к своему брату, который к тому времени уже жил на Севере. Однако спустя год я отчаянно захотела домой. В родном Заракитном все еще жили мои родители, ведь в нашей деревне люди могли по своему желанию оставаться. Помню папа, насмотревшись на нашу панику, шутил: «Не знаю, как вы, а я собираюсь еще лет 20 прожить. И прожил ведь!» – рассказывает Галина Ефимовна.

По словам нашей собеседницы, она очень благодарна жизни за то, что ее родная деревня не попала в категорию отселенных, в которых было запрещено жить.

Сегодня женщина живет в Бобренятах, однако в родительском доме вместе с другими близкими родственниками собирается достаточно часто. В настоящее время там продолжает жить ее мама. «На Радуницу всегда собираемся всей большой семьей. Для нас это праздник – приехать в родную деревню, увидеть своих близких, друзей, знакомых, посетить могилы любимых людей. Папа уже умер, похоронен в деревне, и поэтому мама так и не уехала отсюда. Говорит, что умрет только здесь. Мы же в свое время переехали. Я вышла замуж и, как переселенка, получила жилье в Бобренятах», – продолжает историю своей жизни наша собеседница.

Женщина отмечает, что местные жители приняли ее семью очень хорошо: «Знаете, многие люди рассказывали разные страшилки. Например, про то, как на новом месте к ним плохо относились, называли неприятным словом «навалоки». Слышала как-то даже такую историю, что переселенцам в доме окна били.

Может, это, конечно, сплетни, но я с таким не столкнулась. Наоборот, люди у нас в деревне живут дружные, открытые и искренние. Всегда помогут, подскажут, что-то дельное посоветуют. И так было с первого года нашего приезда сюда. Так что я очень благодарна жизни за то, что попала именно на Мозырщину. С тех пор с мужем и детьми так тут и живем».

Галина Ефимовна говорит, что здоровье у ее ровесников неплохое. «Наверное, все-таки молодые сегодня в физическом отношении слабее нас будут, слабее наших родителей. Так уж вышло… Мне хочется, чтобы каждый человек задумался о своем здоровье и сделал что-то для того, чтобы позаботиться о своем организме. Человек должен оставаться человеком, куда бы его ни занесла жизнь. Важно не потерять себя, не потерять свою порядочность. И всегда нужно помнить, что не место красит человека, а человек место. Тогда и неожиданные сюрпризы жизни человек будет воспринимать с оптимизмом», – завершает наш разговор женщина.

Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: