Деньгами надо управлять

127

Реальные денежные доходы населения Республики Беларусь в интерьере реалий начала XXI века.

В выносимой на суд читателей статье я попытаюсь осветить вопрос о реальных денежных доходах населения Республики Беларусь в начале XXI века.

Начнем с того, что доходы наших соотечественников формируются по-разному. Для большей части населения все в этом смысле предрешает экономическая деятельность. Есть и адресаты выплат пособий, пенсий, стипендий, компенсаций. В соответствии с действующим законодательством, эти выплаты,  во-первых, являются строго обязательными и, во-вторых, проходят отдельной строкой в расходной части государственного бюджета. Настоящие выплаты называются трансфертами. 

Есть логика в том, чтобы начинать перечень источников дохода с труда. Люди получают за труд заработную плату. Следующий источник порожден сугубо реалиями рыночной экономики. Здесь по максимуму возможны три слагаемые: капитал, природные ресурсы, предпринимательство. Третий источник мы уже называли: трансферты.

Если взять официальные статистические выкладки за 2014-2018 гг., то окажется, что в Республике Беларусь из года в год прослеживается примерно одинаковое распределение доходов населения. При вполне допустимых округлениях получается такая картина. Доля первого источника составляет 60 %, второго – 15 %, третьего – 25 %.

Конечно, не совпадают номинальный доход, реальный доход и реальный располагаемый  доход. В первом случае имеем финансовые средства, никак не увязываемые с налоговыми отчислениями, изменениями цен в сторону их повышения. Во втором случае мы имеем дело именно с такой увязкой. Получатель реального денежного дохода оценивает его по максимуму сквозь призму тех товаров и услуг, которые он может купить. В любом словаре можно прочесть: «Реальные располагаемые доходы населения –  доходы населения за вычетом обязательных платежей – прежде всего налогов, и при этом пересчитанные с учетом инфляции. Этот показатель наиболее объективно характеризует изменения в уровне жизни населения».

В «лихие» 1990-е гг. реальный располагаемый доход наших соотечественников был сопряжен с явной аритмией, то падал, то поднимался. С 2000 по 2014 гг. каждый последующий год отмечен его приростом. В 2015-2016 гг. наблюдается совершенно иная картина. В 2015 году зафиксировано падение до 94,1 % к уровню 2014 года. В 2016 году страна пережила рекордное падение доходов своих граждан за последние 10 лет. В 2017-2018 гг. вновь наблюдался рост данного показателя. Данные Белстата за первое полугодие 2019 года дают основание для того, чтобы прогнозировать продолжение динамики в текущем году. 

Конечно, высший орган исполнительной и распорядительной власти нашего государства прекрасно понимает, что важно не наломать дров касательно роста реальных денежных доходов населения Беларуси. Существуют объективные экономические законы, которым надо следовать. Я очень внимательно прочитал одобренную парламентом программу деятельности правительства на 2019-2020 гг. Программа предусматривает, что темп роста реальных денежных доходов населения Беларуси ежегодно будет снижаться – со 107,1 % в 2018 г. до 103,4 % в 2019 г. и до 103,5 % в 2020 г. С учетом объективных экономических законов  разработчики программы прописали, что рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, что минимальная заработная плата должна совпадать с уровнем минимального потребительского бюджета. Среди читателей газеты есть, конечно, разные категории работников.

Естественно, у каждой категории свой интерес к этой программе. Бюджетники вполне могут быть удовлетворены тем, что высший орган  исполнительной и распорядительной власти Республики Беларусь нацелен на поддержку соотношения заработной платы работников бюджетной сферы и средней зарплаты в целом на уровне не ниже 80 %. В анализируемом документе заложено также  приоритетное повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. 

Особо следует сказать о возмещении тех потерь, которые ощущают на себе наши соотечественники, когда наблюдаются скачки цен. Полное возмещение подобных потерь государством выглядело бы самой настоящей авантюрой. Запуск механизма индексации для их частичного возмещения возможен при определенном условии. Это условие таково: переход индекса потребительских цен (ИПЦ)  за отметку 5 %. Идя по такому пути, белорусское государство, во-первых, выполняет свою социальную функцию и, во-вторых, идет на вполне посильную ношу для государственного бюджета. Что же может позитивно повлиять на динамику реальных располагаемых доходов белорусов в ближайшие годы?

Я бы поставил на первое место повышение качественной составляющей конкурентоспособности отечественных товаров и улучшение инвестиционного климата. Полагаю, что инвестиционный климат кардинально улучшился бы, если бы была введена частная собственность на землю. Уверен, что наше общество созрело для позитивного восприятия данного шага. Не могу не коснуться и предстоящего вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Она получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для своих товаров на рынках зарубежных стран. Для моих  соотечественников снизятся цены на импортные товары. Не исключаю, что удастся добиться того, чтобы товары, ввозимые в страны ЕС из Беларуси, не подлежали обложению таможенными пошлинами. Нельзя не сказать и об использовании резервов в экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Михаил Стрелец,
доктор исторических наук,
профессор Брестского технического университета.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: