Детская шалость – недетские последствия
С окончанием календарного лета подходит к завершению сезон отпусков у родителей и наступает пора повышенной опасности. Взрослые уходят на работу, и дети чаще остаются дома без присмотра родителей, что зачастую становится причиной возникновения различных ЧС, всевозможных травм. Вот почему важно научить своих детей, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.
Опасность № 1 – Дети одни дома
Казалось бы, дом – безопасное место для ребенка. Однако опасность подстерегает их на каждом углу.
Основные правила для безопасности ребенка дома:
– не оставляйте открытыми окна. Используйте специальные механизмы (фиксаторы створок) во избежание открытия детьми окон;
– не оставляйте открытыми входные двери. Для внутренних дверей используйте специальные механизмы во избежание защемления;
– не оставляйте включенными электроприборы;
– используйте специальные заглушки для розеток;
– не оставляйте на видных и доступных для детей местах спички, зажигалки, горелки и др.;
– используйте специальные накладки на углы мебели во избежание травм от столкновения с мебелью;
– держите в недоступном месте продукцию бытовой химии; едкие вещества (уксус, перец и др.), используемые на кухне при приготовлении пищи, также держите в недоступном месте.
Опасность № 2 – Безопасность на улице
Прогулки и игры во дворе – это неотъемлемая часть жизни ребенка. А чтобы отдых на улице был безопасным, научите своих детей основным правилам безопасного поведения:
– никуда не ходить с незнакомыми людьми, не садиться к незнакомцам в машину;
– не трогать брошенные подозрительные предметы, найденные на улице или в подъезде. Сообщить о находке взрослым;
– соблюдать правила дорожного движения;
– играть только на территории детской площадки.
Будь в курсе
В каждом возрасте есть наиболее типичные детские травмы, и родителям это нужно учитывать.
Дети до 2 лет
В этом возрасте малыши становятся очень активными и любопытными, поэтому чаще всего получают такие травмы:
– ожоги от плиты, утюга, обогревателя;
– отравления и химические ожоги от пробы на вкус продуктов бытовой химии;
– электротравмы от засовывания в розетки спиц, шпилек, булавок;
– попадание инородного тела в дыхательные пути.
Дети от 4 до 6 лет
Это возраст, когда дети становятся более самостоятельными и пытаются повторять поступки и действия взрослых. Самые распространенные травмы в таком возрасте — ожоги от игр со спичками и зажигалками.
Дети от 7 до 12 лет
В этом возрасте детям свойственна тяга к экспериментам. К играм со спичками и зажигалками добавляются баллончики из-под аэрозолей и дезодорантов.
Ежедневно учите ребенка правилам безопасности. Используйте неординарные способы обучения: играйте с ним, показывайте познавательные мультфильмы и ролики, приводите примеры из сказок. Если ребенок пользуется мобильным телефоном, установите ему приложение «МЧС Беларуси. Помощь рядом» и расскажите, как им пользоваться. Проходите вместе с ним тесты в разделе «Что делать, если…», чтобы убедиться в его знаниях правил безопасности.
Дети следуют не советам, а поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности вместе! И самое главное – не оставляйте детей одних!
Рисуйте вместе
Дети лучше всего усваивают информацию в виде картинок. Поэтому постарайтесь донести до своего ребенка информацию визуально. Например, рассказывая об опасностях, которые подстерегают его в квартире, нарисуйте план своего дома и красным фломастером обведите места, в которых ему нужно быть наиболее осторожным. Чтобы ребенок лучше усвоил правила безопасности, рисуя разные ситуации, проговаривайте все детали картинки. Рассказывая о каждом из правил, делайте несколько рисунков, которые потом можно будет объединить одной историей.
ТЕСТ
Проверьте себя и ребенка
Можете ли вы быть уверенными в том, что с вашим ребенком, оставленным без присмотра, ничего не случится? Проверьте себя и своих детей, ответив на вопросы нашей анкеты:
- Спросите у своего ребенка ваш домашний адрес и телефон.
- Спросите у ребенка, знает ли он номер мобильного телефона мамы или папы.
- Спросите у ребенка, по какому телефону вызывают:
– скорую помощь;
– спасателей;
– милицию.
- Спросите у ребенка, что он будет делать, если в доме что-нибудь загорится, а вас не будет дома:
– спрячется в другой комнате;
– выбежит из квартиры и позовет на помощь;
– спрячется в шкафу;
– выбежит на балкон.
- Если ребенок дома один, а в дверь позвонили, он:
– скажет, что дома никого нет;
– откроет дверь и посмотрит, кто пришел;
– спросит “кто там?”, а потом скажет, что мама в ванной;
– будет сидеть тихо, как будто его нет;
– позвонит родителям и скажет, что кто-то звонит в дверь.
- Если ребенок гуляет на улице, а к нему подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть маленьких котят (новую игрушку, “секрет”), то он:
– сразу же убежит;
– позовет с собой друга, и они пойдут смотреть вместе;
– пойдет смотреть один.
- Если ребенок застрянет в лифте, то он:
– станет кричать и стучать ногами по дверям;
– будет тихо сидеть;
– будет нажимать на все кнопки подряд;
– найдет кнопку с колокольчиком и громко скажет диспетчеру, что произошло, сообщит свой адрес.
- Если на ребенка рычит и лает собака, то он:
– быстро убежит домой;
– остановится, даст команду “фу!” или “сидеть!” и будет медленно двигаться к любому укрытию;
– будет махать руками и кричать на собаку;
– будет тихо идти, стараясь не смотреть на собаку.
- Если ребенок поранится, то он:
– вытрет рану платком и будет играть дальше;
– промоет рану хозяйственным мылом и водой, обработает спиртом или йодом;
– обратится к знакомому взрослому, чтобы он помог обработать ранку;
– будет ждать маму, чтобы она что-то сделала с ранкой.
- Если ребенку нужно перейти улицу, то он:
– подождет, пока не будет машин, и пойдет;
– дождется зеленого света на светофоре, посмотрит, все ли машины остановились, и пойдет;
– пойдет через улицу, когда двинутся все люди, стоящие на переходе;
– попросит кого-нибудь из взрослых перевести через дорогу.
- Если маме, папе или бабушке (дедушке) стало плохо, а, кроме него, больше никого нет дома, то он:
– будет тихо сидеть рядом и не шуметь;
– вызовет по телефону 103 скорую помощь;
– позовет на помощь соседей;
– пойдет в другую комнату играть.
- Если ребенок, гуляя с вами в лесу, найдет какую-то красивую ягоду или гриб, то он:
– сорвет ее (его) и попробует на вкус;
– сорвет и положит в корзинку;
– не будет трогать, пока не спросит разрешения у родителей.
(Там, где есть варианты ответов, верные выделены жирным шрифтом.)
Мозырское районное подразделение МЧС.