Мозырский врач-психиатр о том, что может подкосить душевное здоровье, и к кому идти за помощью

2793

Психические расстройства часто недооценивают, обращая внимание лишь на самые тяжелые
их проявления.

Беседуем с мозырским врачом-психиатром о том, что может подкосить душевное здоровье, и к кому идти за помощью.


По данным ВОЗ, депрессия сегодня занимает лидирующие позиции среди психических расстройств, и тенденция такова, что скоро она станет одним из самых распространенных заболеваний в целом.

Наша собеседница – врач-психиатр Мозырского психоневрологического диспансера Анна Викторовна Щербицкая – рассказывает, что депрессия «не выбирает», у кого возникнуть. Ей подвержен каждый.

– Очень много пациентов с депрессией. Это заболевание часто возникает как реакция на негативные события, происходящие в жизни. Любой человек подвержен депрессии. На ее развитие могут повлиять переживания тяжелой потери, катастрофы, даже сильного человека они могут выбить из колеи.

Спровоцировать депрессию может смена времени года, отсутствие важных веществ в организме – витаминов, цинка, железа, жирных кислот.

– Чем коварна депрессия, и как она проявляется?
– Одним из основных критериев диагностики депрессии является сниженная самооценка и не-
уверенность в себе. Такое нередко можно видеть у подростков. Депрессия проявляется в отсутствии энергии, истощенности, повышенной утомляемости, физическом недомогании. В холодное время года, надо сказать, эти симптомы может почувствовать любой человек. Прийти в норму помогут физическая активность, прием витаминов. Если не получается, то лучше обратиться к специалисту.

При депрессии сложно сосредоточиться, нарушается внимание. Это проявляется в нарушении работоспособности либо в учебе. Также у пациента отсутствует интерес к жизни, есть апатия, мрачное видение своего будущего. Нарушение сна: человек плохо засыпает, рано просыпается, сон прерывистый. Нарушение аппетита: люди, страдающие от депрессии, как правило, худеют.

Могут быть инциденты с самоповреждением либо мысли об этом. Некоторые люди наносят себе порезы, царапины острыми предметами. Тут есть особенность: нанесение себе увечий может быть частью своеобразной подростковой культуры. Таким странным образом молодые люди пытаются самоутвердиться, создать некий образ себя. Это может быть подражание. Бывает, к нам приводят своих детей обеспокоенные родители: подросток наносит себе увечья. После обследования выясняется, что депрессии как раз и нет.

– Как лечат депрессию?
– В основном антидепрессантами. Эти препараты нужно принимать длительно, минимум шесть месяцев, чтобы наверняка излечить депрессию: это заболевание достаточно упрямо, и, если при первых признаках улучшения прекратить прием препаратов, она наверняка вернется. К тому же при отмене препаратов необходимо снижать дозировку постепенно.

Сейчас появилось очень много антидепрессантов. Подбор их всегда индивидуален.

Пациенту с депрессией полезна психотерапия. Когда ко мне обращается человек, я обычно не тороплюсь заводить медкарту: если имеет место легкий депрессивный эпизод, то я направляю пациента к психологу на психокоррекцию либо к психотерапевту, где ему будут помогать при помощи психотерапевтических техник и легких лекарственных средств. При средней тяжести либо тяжелой депрессии обычно показано медикаментозное лечение. При тяжелом случае, когда у пациента имеются выраженные суицидальные мысли, мы даем направление на лечение в стационаре. Бояться этого не следует: лучше пусть человек пролечится под наблюдением врачей, чем решится на роковой шаг.

– Какие психические расстройства сегодня вышли на первый план?
– Депрессии и тревожные расстройства. Сейчас много пациентов с органическими поражениями – после инсультов, черепно-мозговых травм. У них часто наблюдается органическое эмоционально-неустойчивое расстройство, а также органическое депрессивное расстройство. Процент шизофрении остается устойчивым, и людей, страдающих этим заболеванием, не так много. В основном шизофрения является хроническим заболеванием и лечится годами. Новых случаев шизофрении мало.

– Расскажите подробнее о тревожном расстройстве. В результате чего оно возникает и как проявляется?
– Тревога и страх – естественные чувства опасения относительно какой-то причины. У каждого человека такие чувства возникают. Если тревога принимает патологический характер – переживания не соответствуют реальной угрозе, то можно говорить о появлении тревожного расстройства. Например, пациент жалуется на то, что боится выйти на люди.

Тревожное расстройство, как правило, появляется вследствие некой психической травмы. Что-то плохое случилось в жизни у человека, а у него в этот момент не было сил и возможностей с этим справиться. Страх перед опасностью укореняется и становится патологическим.

Также причиной тревожного расстройства могут быть внутриличностные конфликты: неуверенность в себе, неудовлетворенность жизнью. С этим он не может справиться и в результате избегает взаимодействия с травмирующими событиями.

Дискомфорт от тревоги может быть легким, а может быть невыносимым.
Та же агорафобия проявляется в разной степени – от легкой неприязни к открытым пространствам и окружающим до невозможности даже выйти из дома и открыть дверь незнакомому человеку.

Вообще депрессия имеет в большей степени психологическое проявление (сниженное настроение, апатия, плохие мысли), а тревожное расстройство – соматическое: сильное сердцебиение, тяжесть в груди, головные боли, потливость, дискомфорт в животе.

– Как справляются с тревожностью?
– Лучше всего обращаться к психотерапевту. Если психотерапии недостаточно, то врач подключит антидепрессанты, дневные транквилизаторы, в тяжелых случаях мы иногда используем более сильные препараты, которые нейтрализуют сильную тревогу. Я помню пациентку, которая несколько лет не выходила на улицу. Дочь беспокоилась и уговорила ее на лечение. На фоне антидепрессантов женщине стало легче, она даже стала сама приходить ко мне на прием.

Можно предположить, что людей, страдающих в разной степени тревожными расстройствами, гораздо больше, чем тех, кто обращается к психиатру, психотерапевту. Просто не все обращаются к врачу, многие предпочитают справляться самостоятельно. Кто-то выбирает деструктивный путь – злоупотребляет алкоголем. Если ваш родственник мучается от сильной тревоги, не оставайтесь безучастными, уговорите его обратиться к врачу. Можно прийти на прием вместе.

– Многие боятся, что медицинская карта у психиатра станет препятствием к социальной жизни. Допустим, я наблюдалась у психиатра по поводу депрессии – смогу ли я в дальнейшем получить водительские права?
– Вполне. Если у вас была депрессия, то предварительно проведем дополнительную диагностику. В случае, если депрессия не выявлена, подписываем документы. Если же пациент находился на диспансерном учете, требования более серьезные: рассмотрение документов идет через врачебно-консультационную комиссию.

Это не значит, что вам обязательно запретят быть водителем. В случае с вождением автомобиля есть четкие ограничения по линии психиатрии, которыми мы руководствуемся. Нужно понимать, что здоровье – в первую очередь. Депрессию главное вылечить, а уж потом можно и решать вопрос с водительским удостоверением.

– На слуху сейчас такое заболевание, как биполярное расстройство. Расскажите о нем.
– Биполярное аффективное расстройство – это чередующаяся смена маниакальных и депрессивных эпизодов. Эти смены не вызваны какими-либо событиями в жизни и происходят спонтанно. Многие люди с этим живут, даже отмечают сильный душевный подъем, увеличение работоспособности во время маниакальной стадии. Человек может быть невероятно продуктивен, буквально не спать, а быть занятым каким-либо делом. Станет ли он жаловаться на свое состояние? Как правило, он будет рад ему.

С другой стороны, маниакальное состояние может приносить вред человеку и быть особенно неприятным его близким. Например, при биполярно-аффективном расстройстве гражданин неконтролируемо тратит деньги. Может пойти в казино и проиграть все накопления за ночь. Такие люди могут даже попадать в поле зрения милиции, а следом уже – психиатра.

Маниакальное состояние затем сменяется депрессией. Однако и здесь ее тяжесть варьируется. У страдающих биполярным аффективным расстройством, как правило, наблюдаются тяжелые депрессивные эпизоды.

– В сознании обывателей образ «сумасшедшего» представляется так: это чудак в странной одежде, говорящий и смеющийся невпопад, с пугающим выражением лица, стеклянным взглядом. А каков реальный портрет человека, страдающего от психических расстройств? Он будет сливаться с толпой?

– Честно говоря, если бы я не была психиатром, я бы ни за что не догадалась, что человек, которого я вижу, страдает от психического расстройства. Такие люди почти всегда ничем не отличаются от других. Иногда пациент в тяжелой депрессии либо страдающий от другого тяжелого расстройства может быть безразличен к своему внешнему виду, от него будет плохо пахнуть. Но это можно сказать и о любом асоциальном человеке.

«Сумасшедший» внешний вид, о котором вы говорите, может быть при остром психозе. В этом состоянии человек не отдает себе отчет в том, что он делает. Может выбежать на улицу без одежды. Острый психоз – это своего рода «воспаление» в психике, острое состояние: оно может проявляться в виде галлюцинаций, бредовых идей.

– Сегодня много говорят о расстройствах личности. Что это такое? Чем они отличаются от психических расстройств, можно ли их вылечить?
– Это довольно тяжелая тема. Расстройства личности – это укоренившаяся модель поведения, которая сформировалась в течение всей жизни и связана с личностью самого человека. Это зависит от воспитания, в какой семье родился, какое у человека было окружение. Если человек рос в неблагополучной семье, его родители злоупотребляли алкоголем, нормой были драки, скандалы, постоянные крики, то, скорее всего, у такого ребенка со временем разовьется расстройство личности. Выделяют множество расстройств личности, и выявить их бывает очень тяжело. Человек, как правило, сам не обращается по поводу беспокоящей его патологии – он ее просто считает нормой. Например, у людей, имеющих проблемы с законом, которые к врачу попадают через милицию, может иметься антисоциальное расстройство личности. У женщины, которую постоянно колотит муж, но она не может от него уйти – зависимое расстройство личности. Но для нее это будет обыденность: «все так и должно быть».

Лечить такое расстройство сложно, и здесь обязательно должен участвовать психотерапевт. Может назначаться небольшое количество антидепрессантов при сниженном настроении, или нейролептиков, если пациент взбудоражен и агрессивен.

– В последнее время в новостях много пугающих сведений о том, что «безобидный» человек совершил нападение или убийство. На ваш профессиональный и личный взгляд, часто ли такое нападение имеет под собой почву скрытого или явного психического расстройства?
– На этот вопрос мне сложно ответить. По крайней мере, я с таким в своей работе не встречалась. Чаще всего вопрос наличия у человека, совершившего преступление, психического расстройства решает судебно-медицинская экспертиза. Часто люди нарушают закон в состоянии алкогольного опьянения, и в этом случае они попадают в поле зрения врачей-наркологов.

– Многие люди боятся обращаться к врачу-психиатру, потому что думают, что их «положат в психушку». А каковы действительно показания для госпитализации?
– Если я, допустим, предлагаю пациенту, находящемуся в тяжелом состоянии, пройти лечение в стационаре, то это будет добровольная госпитализация. Для принудительной госпитализации нужны строгие основания.

Должно быть заявление от человека в письменной форме со сведениями о том, что его знакомый, близкий совершает опасные поступки, угрожающие ему и другим. Часто такое бывает с соседями, домочадцами. При этом сам этот человек должен отказываться от добровольного посещения врача. Очень важно знать, что, если подано ложное заявление, это влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

После получения заявления врачебно-консультационная комиссия в течение трех дней выносит заключение о необходимости принудительного психиатрического освидетельствования лица, в отношении которого предлагается провести принудительное психиатрическое освидетельствование. Заключение и имеющиеся материалы, на основании которых вынесено заключение, передается в органы прокуратуты Респуб-
лики Беларусь по месту жительства. После получения санкции прокурора на проведение принудительного психиатрического освидетельствования организуется его проведение. Территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства оказывают содействие медицинским работникам в доставке лица, который подлежит принудительному освидетельствованию. После его осматривает врач. Если психическое расстройство подтверждается, пациента госпитализируют.

Понятно, что невозможно заставить просто так человека лечиться в стационаре. Мы можем предложить направление на лечение, пациент может отказаться. Если человек в тяжелом состоянии, то его приходится долго уговаривать. Подключаем к этому родственников.

– Можно ли посещать психиатра анонимно? Многие ведь боятся клейма сумасшедшего.
– Гражданам, за исключением пациентов, которым психиатрическая помощь оказывается в принудительном порядке, а также пациентам, которые подлежат диспансерному наблюдению, психиатрическая помощь может быть оказана анонимно. Во время первой консультации я могу заметить, что моя помощь не нужна, и направить на консультацию к психотерапевту. У психотерапевта можно лечиться анонимно: там тоже заводится карточка, но данные не попадают в нашу базу.

– Расстройства пищевого поведения – сталкиваетесь ли?
– Да, с этими проблемами обращаются. В последнее время стало много парней с анорексией. Одному пациенту сказали в школе, что он полноват: мальчик начал худеть и не смог остановиться.
Людей, страдающих расстройствами пищевого поведения, мы направляем в Минск: там есть специализированное отделение для страдающих от анорексии, булимии и других пищевых расстройств.

Также назначаем пациентам антидепрессанты.

Булимия встречается реже, и пациенты сами обращаются редко: вес у них, как правило, остается на месте. Люди, страдающие этим расстройством, бесконтрольно едят, а потом вызывают рвоту и считают, что проблема решена. Делают это тихо, часто втайне от родственников. Анорексия же заметна окружающим.

Чаще всего при анорексии пациента направляют на лечение в стационар. Это тяжелое заболевание, могущее привести к смерти.

– Стоит ли бояться препаратов, которые назначает врач-психиатр?
– Не стоит. Да, у нас есть препараты, которые вызывают зависимость, например, снотворные и транквилизаторы. Но их назначают в малом количестве и на срок до 10 дней. А антидепрессанты и нейролептики зависимости не вызывают.

Важно знать, что психические расстройства – не приговор. Многие наши пациенты, даже хронические, ведут полноценную жизнь, зачастую окружающие даже не догадываются об их диагнозах. Но зачастую люди без помощи врача, с той же депрессией, живут десятилетиями, думают, что им «не повезло в жизни», хотя грамотное лечение могло бы существенно повлиять на их мировоззрение.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: