Предупрежден – значит вооружен. Подводные камни в обучении детей правилам безопасности

272

Оберегая детей от всяческих неприятностей, мы, родители, долго и кропотливо растолковываем своим чадам меры их собственной безопасности.

Эту информацию заимствуем из газет, телепередач, интернета… Много информации доходит до ребят, много теряется… Почему? Потому что для того, чтобы информация была принята к сведению, укоренилась в сознании и использовалась в действии, в нее нужно поверить. Истории реальности (факты, свидетельства, аргументы) не должны скрываться от любопытного уха и зоркого глаза ребенка. Оберегая своего ребенка от правды, можно оказать ему медвежью услугу.

Мы, взрослые, видим далеко, мыслим перспективно, но, порой, не замечаем того, что находится совсем рядом: тех жизненных моментов, о которых нужно помнить, чтобы предотвратить насилие над детьми со стороны чужих людей.

• Любое наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.

Понаблюдайте за собой. Звонок в дверь не провоцирует ли мгновенное открытие вами? Без заглядывания в «глазок», без расспросов… Ведь вы верите, что за дверью – свои. Не нужно надеяться на то, что ребенок играет и не смотрит на вас. И с большой вероятностью он повторит ваши действия, будучи один.

• Самый лучший способ обучения безопасности детей – собственный пример.

Своим примером соблюдения собственной безопасности вы ненавязчиво обучаете детей одному из главных правил безопасности – «Мой дом – моя крепость».
Вам кажется, что вы вооружили своего ребенка необходимыми сведениями о безопасности? Тогда проверьте!

Попросите назвать три основных номера телефона: пожарной, скорой помощи и милиции. Возникли сложности? Тогда напишите на листе бумаги эти три номера и закрепите около телефонного аппарата. Чтобы вашему ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае непредвиденного происшествия. Рядом с телефоном пожарной вы (а лучше сам ребенок) можете нарисовать горящую спичку, рядом с телефоном скорой помощи – красный крест, напротив телефона милиции – фуражку милиционера. Опознавательные знаки лучше согласовать с самим ребенком. Какие предметы он ассоциирует с указанными службами?

Изображение опознавательных знаков позволяет быстрее сориентироваться в ситуации, а в случае рисования символов самим ребенком – активизирует у него чувство сопричастности и гордости за свой вклад в дело.

Но на этом тест не окончен.

• Знает ли ребенок ваш рабочий номер телефона, чтобы в случае опасности он мог связаться с вами? Не секрет, что мобильный аппарат может подвести и в самый неподходящий момент разрядиться…

• Знает ли ребенок свой адрес? Эти знания ему пригодятся, если он окажется в беде (потерялся или дома случился пожар, или кто-то ломится в дверь…).
Следующий тест для Вас, родители.

Какую фразу должен кричать ребенок, если нападает незнакомец в пределах жилого дома или рядом с ним? «Спасите!»? «Нападают!»? К сожалению, не у каждого, услышавшего такие реплики, возникнет желание идти на риск, сработает инстинкт самосохранения. А фраза «Пожар!» с большей вероятностью призовет на помощь, и не без участия инстинкта самосохранения.

Телефон, как правило, не воспринимается как предмет, способный нарушить безопасность ребенка, но он может стать «отмычкой» в руках у преступников. И здесь работают правила, которые должен усвоить ребенок:

• Поднимая трубку или вовлекаясь в переписку, не называй своего имени, адреса, номера стационарного телефона, иных персональных данных и никогда никому не говори, что ты дома один.

• Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.

• Важно научить детей: никогда, ни при каких обстоятельствах, они не должны уходить с людьми, которых они не знают, даже если они сослались на родителей.

«Меня мама прислала» – фраза, типичная для злоумышленника, желающего похитить ребенка. Ребятам следует сделать контрольный звонок родителям и прояснить обстановку. А взрослым нужно не забыть предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком, если он дошкольник. В остальных случаях воспитатели свяжутся с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.

• Если вашего ребенка пытаются увести насильно, научите его правильно привлекать к себе внимание людей: «Это не мои родители! Я их не знаю!»

Мир прекрасен и хочется верить, что ничего плохого ни с кем не произойдет… Но, как говорится: «Предупрежден – значит вооружен, а вооружен – значит защищен». Напрашивается вопрос, почему психолог дает советы по обучению детей основам безопасности? Дело в том, что существуют определенные тонкие закономерности человеческого восприятия, мышления, ориентировочной реакции, которые необходимо учитывать, избегая подводных камней.
Берегите себя и своих детей!

Виктория Гульчик,
педагог-психолог  ГУО «Мозырский  районный социально- педагогический центр».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: