Учителя и родители: на ком ответственность за воспитание ребенка?

С большой заинтересованностью я как гражданин Республики Беларусь осознал, как подчеркнул Президент страны на совещании с активом Минской области, что ответственность за воспитание ребенка лежит не только на учителе, но и на родителях.

«Пока взрослые выясняют, кто должен им заниматься, – семья или школа, он предоставлен сам себе. В итоге детей воспитывает либо улица, либо интернет. А невнимание к ним слишком дорого нам обходится».

Странно, но, наверное, у нас все меньше и меньше счастливых семей.

Даже по звуку брошенных ключей в прихожей дети уже знают, с каким настроением вернулись домой мама или папа.

И тут же начинается: «Ты без меня ноль без палочки», «Все дети как дети, а от тебя даже приветливой улыбки не дождешься», – бросают они в лицо сыну или дочери, заглянув к ним в комнату. Или: «Сегодня будешь дома, в твоем возрасте надо об учебе думать, а не о компаниях», «Друзья тебе дороже родной матери», «Так и думала, что меня ожидает одинокая старость, стакан воды некому будет подать». Или еще хуже: якобы из-за плохого поведения детей отец начинает употреблять алкоголь. А сколько схожих сложных ситуаций в семьях! Порции унижений, а то и мата, дети, к сожалению, слышат в семьях ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Обиднее всего детям то, что когда они добились хороших результатов, это остается почти незамеченным, а вот унижающих, удручающих комментариев по поводу неудач – всегда с избытком. Потом, вспоминая горькое детство, уже взрослый человек вспоминает, что так и не был почти никогда хорошим для родителей. Вот и получается, что плохие родители хотели, чтобы их ребенок вел себя тихо и покорно.

Уже повзрослевшие дети уходят от родителей, начинают снимать чужое жилье. И тут же несется вдогонку: «Что, съемная конура лучше, чем наша квартира?» Или: «Денег много начали зарабатывать, некуда девать?!»

А как же хорошие «предки»? Кто они? Народная молва гласит, что это те, кто ежедневно занимаются своими чадами, те, чьи детки отлично учатся, у которых примерное поведение, те, чьи дети сделали прекрасную карьеру. В принципе, к этому многие родители стремятся. Но во многом все эти критерии – для удобства окружающих, чтобы родителей не попрекали, чтобы им не было стыдно на родительских собраниях.

Именно удобен, а не счастлив, – такую программу закладывают старшие.

Вот и слушают родители окружающих больше, чем своего ребенка, не принимают его таким, какой он есть. Родители нередко не являются хорошими для своих детей, а только играют роль хороших пап и мам перед воспитательницей детского садика, перед классной руководительницей в школе. Именно страх показаться перед чадом плохими и мешает взрослым найти контакт с ним. Разве это правильно, когда мы постоянно эмоциональность, непосредственность, искренность, доброту, любовь стремимся заменить аккуратностью, вежливостью, дисциплиной, усидчивостью. Опять же: все это делается, чтобы ребенок был тихим, не высовывался. Рос удобным. Для садика, школы, но только не для самого маленького гражданина.
Может, все-таки родителям почаще стоит играть роль уставших родителей, совсем неидеальных. Может, это поможет найти контакт со своими детьми?! Может, пора делать отношения в семье добрыми и искренними?!

Увы, но из плохой семьи дети нередко приходят к плохим, недобрым учителям.

Не педагогам, а обыкновенным урокодателям. В недалекие времена учителя искренне уважали, почитали. Как дети, так и их родители. Учителя даже стремились выполнять роль родителя, воспитателя. Уважали личность ученика. Педагоги были авторитетными и уважаемыми людьми, примером для своих воспитанников.

К сожалению, сегодня учителей почти не уважают. Даже родители начинают критиковать педагогов, им почему-то кажется, что они знают, как надо воспитывать их чад. Вот и получается, что дети не материал слушают, а стараются записать искусственные оскорбления на видео, чтобы потом выложить в сеть. Учителей увольняют, дети торжествуют. Довольны и родители. Ой, ли? Кто завтра будет учить наших детей?

В педвузы почти нет конкурса. Принимают туда с низкими баллами. В педуниверситет сегодня чаще всего идут те, кто не смог поступить в более престижный вуз. Чему сможет научить вчерашний выпускник-троечник, не мотивированный своей профессией псевдоспециалист? Он не только не сможет воспитать достойную личность, но и тему с трудом объяснит. Все чаще новоиспеченные учителя «орут» на уроках, обзывают учеников тупыми. Как говорится, негативное с обеих сторон. Сами же учителя довольно часто пишут и говорят неграмотно. Какое тут уважение может быть?

Кто виноват? Виноваты, конечно же, взрослые, учителя. Их самих когда-то недоучили, недовоспитали, и в таком «полуфабрикатном» виде они пришли в школу. Понятно, что ничего доброго, светлого, гуманного они не смогут внести в души своих воспитанников. Сегодня педагоги разучились, ленятся или даже не умеют качественно работать с детьми. Сами учителя как огня боятся проверок собственных знаний. Учителя не умеют найти подход к детям. К тому же учителя вынуждены заполнять множество «бумажек» вместо живого общения с учащимися.

Мы стремимся научить детей множеству предметов, не задумываясь, зачем это вообще нужно. Стремимся загрузить детей кружками, дополнительными занятиями. В итоге дети загружены, как на заводе, с утра до ночи, когда нужно успеть написать и выполнить все рефераты, задания.

Новому подрастающему поколению как воздух необходимы грамотные, высококвалифицированные учителя, которые способны быстро меняться в XXI веке. Они должны с удовольствием осваивать новые технологии и знания, постоянно учиться, самосовершенствоваться. А учителя с пожелтевшими конспектами просто остановились в cвоем развитии, перестали быть интересными.

Закончить мне хотелось бы словами Мишеля де Монтеня: «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Константин КОРНЕЛЮК.