Урбанизация не тронула

282

Народное творчество, испокон веков служившее катализатором вдохновения для многих мастериц, на сегодняшнем этапе нашей быстро текущей жизни почти забылось. Возрождается оно только в руках самостоятельных рукодельниц либо коллективно, например, в любительских объединениях или кружках по интересам.

Прудковский дом культуры можно назвать средоточием рукоделия, центром всех культурно-массовых мероприятий, народных гуляний, обрядов. В его стенах генерируются творческие идеи, а также ведется большая работа по пропаганде народных традиций и самобытных обрядов. Кроме этого, здесь работают два коллектива со званием «народный»: фольклорно-этнографический коллектив «Волошки» и любительское объединение «Рукодельница».

Для справки:

Коллектив «Волошки» был создан в 1983 г. В 1995 г. ему было присвоено звание «народный». Визитной карточкой коллектива является художественное восприятие жизни белорусского народа через песни, танцы, обряды. С 2013 года коллективом руководит Елена Николаевна Курьян – человек творческий, энергичный, любящий свое дело.

Любительское объединение «Рукодельница» было создано в 1989 г. Марией Александровной Гордейчик – человеком с творческой душой и любовью к искусству. Настоящая работа в любительском объединении началась тогда, когда было решено создать костюмы для фольклорно-этнографического коллектива «Волошки». В 2005 г. Любительскому объединению было присвоено звание «народный». С 2017 г. им руководит Галина Алексеевна Мартынковская.

В выставочном зале СДК находятся работы народного творчества и работы участников народного любительсого объединения «Рукодельница».

– Каждому поколению остается в наследство то, что создали и сохранили наши предки. Они передавали из поколения в поколение свой талант и мастерство. Так и наши рукодельницы переняли у своих предков мастерство художественной вышивки, – говорит руководитель любительского объединения Галина Мартынковская. – Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, салфетки, простыни. Очень часто в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса и талант мастерицы.

Галина Алексеевна Мартынковская демонстрирует женский костюм начала ХХ века, которому более 90 лет. Музею его передала жительница деревни Ольга Воробьева – он достался в наследство от бабушки Татьяны Тимофеевны Мишота.

И действительно, идя след в след по выставочному залу за Галиной Алексеевной, созерцаю вышитую красоту – мужские и женские костюмы различного социального статуса и положения. Примечательно то, что эти костюмы характерны именно для нашей местности. А еще в вышивке скрыто тайное послание, которое может рассказать о хозяине костюма очень многое. Предлагаю раскрыть вместе с Галиной Алексеевной некоторые тайны вышитых узоров.

В центре – образец костюма для ношения в пост. Справа – костюм молодой знатной женщины.

Для костюмов жениха и невесты характерна парная вышивка: по два одинаковых цветка на ткани, что означает – парень с девушкой пара. По венку невесты можно было определить полная семья или нет. Если ленты были только белого цвета, то это означало, что невеста сирота, а если разноцветные – то семья полная.

Костюм женщины крестьянки пожилого возраста вышивался мелким рисунком – изображались полевые цветы.

Костюм знатной женщины празднично-узорчатый. Растительные узоры большие, вышитые гладью так, что создавалась иллюзия объема. Вышивались дорогими шерстяными нитками.

Участница любительского объединения «Рукодельница» Елена Владимировна Невмержицкая со своей вышивкой.

Для костюмов, которые одевались в пост, использовались нитки только холодных тонов: синие, голубые, фиолетовые, зеленые. Рукав вышивался орнаментом в виде креста, чтобы сберечь руки работницы от болезни.

Костюм беременной женщины впереди украшался большими красными цветами с зелеными листьями односторонней гладью до самой груди. Зона декольте богато расшивалась колючими розами с бутонами, чтобы в груди было много молока. Передник вышивался крупными цветами с бутонами по всему полю. Чтобы сберечь будущую мать от сглаза, бутоны цветов вышивали
с шипами.

Рубашка для костюма женщины, имеющей грудного ребенка, шилась длинная, обшивалась по низу кружевами, которые были видны из-под юбки. Линия манжета, низ, зона груди вышивались мелкими, обязательным введением в узор больших красных роз. Считалось, что колючая роза оберегает от сглаза.

В пост или в праздники вдова носила одежду, вышитую нитками синего и зеленого цвета, маленькие цветы разбросаны по полю передника, как слезки о потерянном муже. Введение ярких цветов в узор говорило о том, что траур прошел, и женщина может снова вступить в брак.

По словам Галины Алексеевны, в «Рукодельнице» женщины не только получают основные умения самобытного прикладного творчества, но и имеют возможность реализовать свои способности, передать в изделиях настроение, чувства, характер.

– Все наши участницы в своем вышивальном творчестве опираются на традиции белорусских и полесских мастеров, творчески их развивают и вносят в каждую работу свою индивидуальность, – говорит руководитель любительского объединения.

Вообще о Галине Алексеевне хочется сказать отдельно. Талантливая и творческая, она уделяет много внимания возрождению традиционных и уникальных технологий, а также разработке новых узоров. Со слов директора клуба, создала в коллективе атмосферу доброжелательности, имеет хорошие организаторские способности, позволяющие сплотить вокруг себя людей творческих и неравнодушных к истории родного края.

В Прудковском доме культуры также можно найти и старинные предметы труда и быта, которые собраны жителями деревень Прудок, Загорины, Мерабель, Редька. Среди них, к слову, находится канапа довоенных времен. Великая Отечественная война оставила на ней следы фашистских пуль.

– А это – икона Николая Угодника, – говорит директор Прудковского дома культуры Жанна Огородник и показывает на образ. – Эта икона старинная – ей уже более ста лет, и принадлежала она Надежде Елисеевне Пархомовой. Нам в музей икону передала жительница нашей деревни – ее внучка Татьяна Юхневич.

В настоящее время участницами народного любительского объединения «Рукодельница» ведется большая работа над вышивкой в современном стиле. Вышивают салфетки, рушники, скатерти, дорожки. Выставочный зал пополняется новыми работами – и все это используется для организации различных выставок декоративно-прикладного искусства.

Чем же еще примечателен Прудок, кроме мастериц-рукодельниц? Дам небольшой намек.

Туристические поездки, путешествие с познавательными целями, экскурсии – все это вкупе представляет собой культурно-познавательный туризм, который расширяет кругозор, развивает интеллект и развлекает. Культурно-историческое наследие во многом формирует менталитет, преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.

Директор Прудковского дома культуры убеждена, что народные праздники и обряды складывают своеобразную ветку духовной деятельности человека, начало которой прячется в далеком прошлом и длится по сегодняшний день.

В агрогородке Прудок с давних времен и по сей день 22 мая проводится обряд «Никола». Почему именно этот праздник?

Жанна Владимировна говорит, что в XVIII веке здесь, в деревне, на старом кладбище стояла деревянная Свято-Никольская церковь, приписанная к Слобода-Скрыгаловскому православному приходу. Во время войны немцы сожгли церковь, а традиция праздновать престольный праздник всем селом осталась. Со слов старожилов деревни, уже с вечера 21 мая начинали съезжаться гости, чтобы утром посетить церковь. На следующее утро все деревенские люди шли в храм с молитвой Николаю Угоднику, чтобы он даровал хороший урожай.

Та самая икона Николая Чудотворца с более чем вековой историей. Жанна Владимировна говорит, что в последние годы ее не задействуют в обряде – жаль испортить, зато сельсовет подарил миниатюрную, которая красуется на столике.

– Для туриста настоящий интерес заключен именно в непосредственном созерцании обряда, наполненного песней, музыкой, танцами, хороводами, играми. Важно вовлечь туриста, быть не только зрителем народного обряда, а его непосредственным участником, – уверена Жанна Владимировна.

Чтобы избежать несчастий на протяжении года, 22 мая устраивают ритуальные обеды в честь Чудотворца – обязательно нужно накормить бедных, калек, бродячих людей. Только после этого организуется обед для родных. На стол накрывали все то, что бог послал: варили борщ, жарили яичницу, пекли блины, пироги, ставили на стол сыр, сало, картофель.

А еще Никола – весенний праздник конюхов, поэтому в этот день нужно просить святого о том, чтобы он уберег лошадей, да и вообще домашний скот. Перед выгоном в ночное животных обносят освященным на Пасху яйцом, а также стегают освященными веточками вербы. До Николы категорически запрещается купаться в водоемах. Зато на сам праздник запрет снимается. Более того, считается, что роса, а также вода из родников и колодцев приобретает живительную силу, и если ею обмыться или выпить, то весь год не будешь болеть.

– До тех пор, пока мы изучаем, собираем и несем в массы народное творчество, оно будет жить. А вместе с тем подрастающее поколение сможет сохранить и приумножить культурное наследие наших предков, – убеждена Жанна Владимировна.

Ольга ЛАСУТА. Фото автора.

 

 

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: